Как выглядят католические крестики. Какой должен быть нательный православный крестик? (фото). Бессмертие, дарованное по вере

    Крест в Православии, это иконография распятия Господа Иисуса Христа смертию победившего смерть и искупившего своею Крестной Жертвой человека от клятвы. Православный крест глубоко догматичен и является символом православной веры, а его носителей принадлежащими к православию. Поэтому православному человеку отнюдь не все равно какой крест он носит, видит на куполе своего храма, в печатях на просфорах, в руках благословляющего его священника и т.д. Если же человеку все равно какой крест, то он и не православный или просто не знает своей веры, веры апостолов и святых отцов Православной Церкви.

    у католического креста три гвоздя распятия а у христианского четыри

  • Отличия православного креста и католического

    И в православие, и в католичестве изображение Иисуса на кресте является символом веры. Но есть принципиальные различия между православным и католическим крестами :

    • Католический крест всегда четырехконечный, в то время как православный может быть и четырех-, и шести-, и восьмиконечным. Чаще всего именно восьмиконечный.
    • В православии считается, что Иисус был прибит четырьмя гвоздями, каждая нога отдельно, в то время как на католическом кресте ноги прибиты одним гвоздем.
    • Иисуса на католическом кресте принято изображать страдающим и умирающим. А православные изображают воскресшего Бога.
  • Разница между данными двумя крестами наблюдается. Католический крест представляет собой крест четырехконечный. А вот православный крест является восьмиконечным. Кресты похоже, потому что это одна и та же религия - христианство.

    Принципиально разницы нет - католический или православный. Вообще-то не должно быть никакой разницы в крестах, также как нет разницы и в самом казннном Иисусе Христе.

    Однако чаще всего в Православном христианстве мы находим более вычурные, украшенные кресты, с дополнительными элементами как небольшая перекладина внизу (часто изображается наискось), а также ещ одна горизонтальная перекладина выше предполагаемой головы казннного. Таким образом получается как-бы три креста в одном. Возможно, это намк на троицу. Но точного, исчерпывающего ответа я нигде пока не смог найти.

    Я лично подозреваю, что в православном христианстве всегда любили играться с символикой, добавлять детали итд. Скорее всего, есть две причины, по которым православный крест часто отличается от католического. Во-первых, это желание подчеркнуть различие между разными христианскими религиями. Во-вторых, скорее всего, крест как символ был заимствован из дохристианских времн, у язычников, которые часто использовали подобные символы в поклонении, причм в самых разных формах и деталях.

    По большому счету католических и православных крестов нет - есть христианский крест, на котором был распят Христос, и который стал символом Христианства.

    Поэтому христиане обычно носят на груди небольшой крестик - и его форма может только соответствовать или не соответствовать общепринятой традиции.

    Например в Русской православной церкви принята традиционной форма 8-конечного креста, увитого художественно византийскими украшательными завитушками, на котором находится стилизованная плоская фигрка Христа.

    В Римско-Католической Церкви обычно используют объемную фигурку Христа на строгом 4-х конечном кресте:

    В протестантизме вообще отказались от изображения Распятого Христа:

    Однако - это не правило: например, католический орден Францисканцев традиционно использует у себя вот такое православное изображение Распятия:

    А греко-католики также используют византийскую форму креста:

    Поэтому, по большому счету, форма креста на груди для христианина значения не имеет - важно, носит ли он его как символ своей веры или просто как украшение, часто - эпатажное или модное.

    Первоначально крест христианский был как и само христианство единым с четырьмя концами самой простой формы, который теперь относится к исповедующим католической церкви.

    После разделения христианства на две церкви: католический и православный, соответственно появился и новый православный крест с восемью концами.

    Христиане все же предпочитают кресты именно той формы церкви которую исповедуют, а разнообразие и дизайн не поддается воображению и фантазии мысли.

    У католического и православного креста есть два отличия - это верхняя горизонтальная перекладина возле головы Исуса на которой была какая-то надпись и нижняя косая перекладина возле ног Исуса, то есть на православном есть дополнительные перекладины а на католическом только две перекладины.

    Католический крест имеет 4 конца, православный восемь. Например по кресту православному можно ориентироваться по сторонам света. Правда кресты очень похожи между собой, так как это два креста одной религии.

    У католиков в почтении четырехконечный крест с вытянутой вертикальной перекладиной, Иисус у них мертвый, с прибитыми одним гвоздем ногами.

    У православных большое разнообразие крестов, но нельзя не нем иметь образ Иисуса Христа.

    Основное отличие католического креста от православного в том, что ноги Спасителя на католическом кресте изображают пригвожденными одним гвоздем, одна на другую. На православном кресте двумя гвоздями.

    Православный крест представляет собой 8-конечный крест:

    Католический крест - 4-конечный:

    У православного креста имеется косая поперечная перекладина. По преданию считается, что под ноги Христу была прибита перекладина, которая согнулась. Также есть верхняя малая табличка, где по преданию было написано на трех языках (греческом, латинском и арамейском): Иисус Назорей, Царь Иудейский. На православном кресте нижняя косая перекладина может отсутствовать. Иногда бывает повернутый на 90 градусов полумесяц, символизирующий ладью или кораблик. Иногда его связывают с колыбелью Христа (к исламу никакого отношения не имеет).

    P.S. *Можно ли использовать католический крест для молитвы в Православном храме - однозначного ответа не нашел*.

    Католический крест четырех конечный.Православный крест восьми конечный.Кроме того по кресту на куполе православной церкви можно ориентироваться по сторонам света.Верхний(поднятый) конец нижней косой перекладины указывает на север,а нижний на юг.

    Вообще, и православные, и католические священники говорят, что крест - он и есть крест, форма не имеет большого значения, есть отдельные символы веры.

    Чаще вопросы различия крестов возникают относительно нательных крестиков и крестов на кладбище. Различаются они элементарно:

    1.Форма: у традиционного православного креста есть нижняя перекладина наискосок (но не всегда), у католического креста такой перекладины нет - поперечная перекладина располагается намного выше центра вертикальной основы. Католические кресты более лаконичные. При этом православный крест может быть четырех, шести и восьмиконечным.

    2.Изображение Иисуса на кресте:

    В православии Иисус изображается спокойным, величественным. Руки раскинуты, ладони раскрыты. Ступни ног стоят рядом и прибиты каждая отдельно. Тело Иисуса прибито четырьмя гвоздями.

    В католичестве распятие реалистично изображает страдания Иисуса. Руки провисшие под тяжестью тела, пальцы рук согнуты, голова чаще поникшая с терновым венцом, ступни ног скрещены и прибиты одним гвоздем. Тело Иисуса прибито тремя гвоздями (на распятии католического ордена францисканцев Иисус изображен прибитый четырьмя гвоздями - такое изображание было принято до XIII века).

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский » (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе «. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его » (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте » (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его » (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский » (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест » и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме », — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский » на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий » (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.


Православное Распятие Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем .

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.


Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно! » — возражали одни; «Это не нужно! » — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва », - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:


Католический крест Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни “Иисус Назорей Царь Иудейский” – INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени “преступлению” Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует “мерило праведное”. На одной чаше весов – грехи, на другой – добрые и праведные поступки людей.

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка “Иисус Назорей Царь Иудейский” в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики – у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал “крест всякой формы есть истинный крест”. Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это – кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:17-24).

В человеческой культуре крест издавна наделяют сакральным смыслом. Многие люди считают его символом христианской веры, но это далеко не так. Древнеегипетский анх, ассирийский и вавилонский символы бога Солнца — все это варианты креста, которые были неотъемлемыми атрибутами языческих верований народов по всему миру. Даже южноамериканские племена чибча-муисков, одной из самых развитых цивилизаций того времени наряду с инками, ацтеками и майя, использовали крест в своих обрядах, веря, что он защищает человека от зла и олицетворяет собой силы природы. В христианстве же крест (католический, протестантский или православный) тесно связан с мученической смертью Иисуса Христа.

Образ креста в христианстве отличается некоторой вариативностью, поскольку он часто менял свой вид с течением времени. Известны следующие виды христианских крестов: кельтский, солнечный, греческий, византийский, иерусалимский, православный, латинский и т.д. К слову, именно последний в настоящее время используют представители двух из трех основных христианских течений (протестантизм и католицизм). Католический крест отличается от протестантского наличием распятия Иисуса Христа. Подобный феномен объясняется тем, что протестанты считают крест символом позорной казни, которую пришлось принять Спасителю. Ведь в те древние времена лишь преступники и воры приговаривались к смерти через распятие. После своего чудесного воскрешения Иисус вознесся на Небеса, поэтому помещать на крест распятие с живым Спасителем протестанты считают кощунством и неуважением к сыну Божьему.


Отличия от православного креста

В католицизме и православии образ креста имеет куда больше различий. Так, если католический крест (фото справа) стандартно имеет четырехконечную форму, то православный — шести или восьмиконечную, поскольку на нем присутствуют подножие и титл. Другое различие проявляется в изображении самого распятия Христа. В православии Спаситель обычно изображен торжествующим над смертью. Широко раскинув руки, он обнимает всех тех, за кого отдал жизнь, как бы говоря, что его смерть послужила благой цели. В противовес этому католический крест с распятием — это мученический образ Христа. Он служит вечным напоминанием всем верующим о смерти и предшествующих ей муках, которые перенес Сын Божий.

Крест Святого Петра

Перевернутый католический крест в западном христианстве отнюдь не является знаком Сатаны, как любят нас убеждать третьесортные ужастики. Он часто используется в католической иконописи и при украшении церквей и отождествляется с одним из учеников Иисуса Христа. Согласно заверениям римско-католической церкви, апостол Петр, посчитав себя недостойным умереть, как Спаситель, предпочел быть распятым вниз головой на перевернутом кресте. Отсюда и его название — крест Петра. На различных фотографиях с Папой Римским можно часто видеть этот католический крест, что время от времени вызывает нелестные обвинения церкви в ее связи с Антихристом.

Нательные крестики – одни из самых значимых святынь для представителей католической и православной церкви. Покупая крестик для малыша перед крещением или же для себя, многие не задумываются над особенностями и различиями католических и православных крестов, выбирая тот, что нравится по дизайну. Не всегда и консультант знает ответы на все вопросы. В интернет-магазине Zlato для вас собран обширный каталог православных крестиков, а чем они отличаются от католических разберемся далее.

Форма крестиков

Первое, что отличает православный крестик от католического – это форма.

Православные крестики бывают шести- и восьмиконечными. Косая перекладина православного креста, расположенная в нижней его части, символизирует дорогу к Царству Небесному, ведущую из греховного мира.

Католический крестик обычно четрыхконечный без излишних деталей и перекладин. Форма его проста и хорошо отличима.

Значение гравировки на кресте


Серебряные и золотые украшения в форме креста обычно дополнены гравировкой – короткой надписью. Выглядит она как «I.Н.Ц.I» – по- славянски или же «INRI» – по-латински. Это аббревиатура, расшифровывается она как «Иисус из Назарета Царь Иудейский».

Только на православных крестах с обратной стороны бывает надпись «Спаси и сохрани». На католических крестах её нет никогда.

Расположение Христа

Православные и католические крестики имеют еще одно весомое различие. Заключается оно в расположении распятого Христа. Если присмотреться, хорошо видно, что фигуры расположены по-разному.

  • ладони Христа развернуты, пальцы не сомкнуты;
  • на лице отображается торжество и радость;
  • ноги не перекрещены, они пригвождены по отдельности.

Католический крестик:

  • голова Христа опущена;
  • ладони сомкнуты, руки провисают;
  • выражение лица передает нечеловеческие страдания.

Выбирая ювелирные украшения крестики, просто взгляните на количество гвоздей, присутствующих на ногах и ладонях Христа. На православном кресте их четыре – по одному на каждой ладони и по одному на каждой ноге. На католическом кресте их три – по одному на каждой ладони и один на ногах, наложенных друг на друга.

Современные вариации нательных крестов

В интернет-магазине Zlato предложен огромный ассортимент крестиков от ведущих ювелирных производителей: Сильвекс, Столичная ювелирная фабрика, Aurora, Оникс, ХЮВ, ZARINA и др. Каждый бренд регулярно обновляет коллекции изделий, и среди них есть крестики:

  • для мужчин, женщин и детей;
  • из золота и серебра;
  • с инкрустацией и без камней;
  • с эмалью, чернением и прочими техниками декорирования.

Мужские крестики православные обычно крупнее женских и рассчитаны на массивные цепочки. Они изготавливаются без камней, имеют сдержанное исполнение. Женские и детские кресты более утонченные – с ажурными вставками, фианитами и бриллиантами. Чем редкостнее и ценнее камень, тем выше и цена украшения. Подвески носят на цепочках, кожаных и шелковых шнурочках, часто под одеждой, чтобы скрыть от посторонних глаз приверженность к своей религии. Предлагаем сравнить брендовые крестики от разных производителей в http://zlato.ua/ . Для каждой модели мы подобрали лучшие фото и детальные описания. Чтобы упростить и ускорить выбор, воспользуйтесь фильтрами сайта, задав параметры по виду металла и дизайну. Это позволит подобрать и купить украшение, подходящее под стиль других ваших аксессуаров.

Читайте также:

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...