Защита проекта дошкольников круговорот воды в природе. Круговорот воды в природе. Мировой круговорот в природе

Вид проекта познавательно-исследовательский.

Участники проекта педагоги, воспитанники старшей группы № 9, родители воспитанников.

Продолжительность проекта одна неделя.

Проблема Недостаточная информированность детей о значении воды в жизни человека.

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта.

Сформировать у детей старшей группы значение воды в жизни всего живого на земле.

Вода – источник жизни.

Задачи проекта:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Приоритетная образовательная область познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Этап Организационный Уточнение представлений детей о свойствах воды (диагностика по теме проекта) .

Оборудование и материалы материалы для проведения диагностики, компьютер (ноутбук) , художественное слово (тесты сказок, рассказов, фольклора для проведения прогулок) , материалы и оборудование для организации изобразительной деятельности и конструирования: цветная бумага, клеёнки, клей, краски, карандаши цветные, пластилин и т.д., материалы для проведения дидактических игр, музыкальные произведения для слушания.

Социальные партнёры:

  • Наблюдения
  • Библиотека
  • Выставка книг
  • Этап Содержательный
  • Вхождение детей в проблему.

Совместное целеполагание и планирование деятельности.

Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор.

Способ реализации проекта.

Что знаем – вода голубая, можно мыться, можно пить, можно поливать растение, бывает горячая и холодная, лужа, река, море, дождь - это вода, в воде живут рыбы и растения.

Что хотим узнать – почему замерзает, почему не всю воду можно пить, есть ли в яблоке вода, почему звучит вода.

У кого и в каких источниках найти информацию – спросить у мамы или папы, прочитать в книге, посмотреть телепередачу, посмотреть в интернете.

Макет «Круговорот воды в природе»

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Природные явления» , «Дождик, дождик, капелька»
  • Лепка «Дед Мазай и зайцы» , «Глобус»
  • Аппликация «Деревья в луже» , «А водица далеко, а ведерко велико»

Путешествие капельки. Опыты с водой:

  • «Вода – жидкая, может течь»
  • «Вода не имеет вкуса»
  • «Пар – это тоже вода»
  • «Превращение снега в воду»
  • Животворное свойство воды»

Социально-коммуникативное развитие.

  • Дидактические игры «Ходит, плавает, летает» , «Сравним воду» , «Кому нужна вода?» , «Ходят капельки по кругу»
  • Пальчиковая игра «Дождик»

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

  • Труд в уголке природы (протирание листьев комнатных растений, полив растений) .

Речевое развитие.

А. С. Пушкин «Золотая рыбка» , Х. Андерсен «Снежная Королева» . Лиман Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» , рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели» .

р. н. сказка «Снегурочка» , Н. Носова «Горка» Загадки, стихи, пословицы и поговорке о снеге, воде, дожде, граде.

Физическое развитие.

Подвижная игра «Ручеёк»

«Караси и щука» , «Тонет, не тонет» , «Два Мороза» , «Добрый зонтик» .

Этап Итоговый

Форма презентации проекта – мультимедийная презентация, портфолио проекта.

Предполагаемые результаты:

  • Для детей – получили представления о свойствах воды, значении воды в жизни человека, животных, растений; развитие исследовательских умений, повышение мотивации к занятиям, развитие речи детей, развитие творческих способностей, активности и самостоятельности.
  • Для педагогов – повышение профессиональной компетенции в области организации проектной деятельности дошкольников, использования экспериментирования в формировании экологических представлений детей старшего дошкольного возраста, знания по планированию проектной деятельности дошкольников.
  • Для родителей – участие родителей в деятельности детского сада, повышение педагогических знаний родителей по формам и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие творчества, фантазии, заинтересованности родителей в проводимой работе.
  • Практическая значимость результатов проекта – данный проект может быть использован в работе педагогов ДГ.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» п. Ханымей
629877, РОССИЯ, ЯНАО, Пуровский район, пос. Ханымей, ул. Нефтяников д.17 (тел/факс)41-4-38, е-mail –

Проект
«Круговорот воды в природе»
(в старшей группе детского сада)

Подготовила:
воспитатель
Смирнова И.М.

п. Ханымей, май 2014г

Название проекта: «Круговорот воды в природе»
Проблема: изучить круговорот воды в природе.
Цель: расширить представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи: исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе; закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой; воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
Основные шаги по реализации проекта:
определение проблемы проекта
постановка цели проекта
разработка плана достижения цели
привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
сбор, накопление материала
включение в план проекта занятий, игр, исследовательской деятельности детей и др.
домашние задания для самостоятельного выполнении (чтение художественной литературы, изобразительная деятельность; заучивание стихотворений; опыты и эксперименты с участием родителей
презентация проекта (показ слайдов на компьютере, музыкальный праздник «Путешествие капельки»)
Описание продукта, полученного в результате проекта:
стремление расширить познаваемые горизонты действительности; желание выявить существующие в мире связи и отношения и вникнуть в них; интерес к новым источникам информации; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
формирование знаний детей о цикле круговорота воды в природе;
систематизация знаний детей о переходе воды из одного физического состояния в другое; получение наслаждения от красоты природы; развитие фантазии и творческих способностей.
Вид проекта: исследовательский (долгосрочный)
Состав участников: дети подготовительной группы; педагоги-специалисты; воспитатель; родители.
Межпредметные связи:

Название раздела
программы
Содержание
Задачи

«Добро пожаловать в экологию»
(Воронкевич О.А;
занятие №4;стр. 198)

Беседа «Речка, реченька, река»
1.Диалог педагога с детьми (на ковре) на тему «Откуда начинается река, где её начало?»
2.Игра «Назови речку ласково»
3.Дети составляют рассказ о своей речке, в которой купались летом.

1.Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках.
2.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.
3.Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.
4.Расширять и активизировать словарь детей.

(занятие №3;стр.212)
в разделе «Декабрь»

Беседа о снеге
1.Загадки о снеге.
2.Игра «Что мы знаем о снеге»
3.Рассматривание снежинок.
4.Игра-эксперимент «Снег в банке» (в ролях банки и снега дети). Снег в банке находится в разных температурных условиях (улица, группа).

1.Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
2.Развивать у детей творческое воображение.
3.Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», снежная крупа», «снежные хлопья»

(занятие №3;стр.231)
в разделе «Февраль»
Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой»
1.В гостях Незнайка. Дети рассказывают Незнайке всё что знают о зиме.
2.Д/и «Зимние игры»
1.Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы.
2.Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.

(занятие №1;стр.241)
в разделе «Апрель»
Развлечение.
Экологическая сказка «Ручеек»
1.Дети под музыку читают стихи о весне. Приметы весны.
2.Игра-моделирование «Повесь на дерево признаки весны»
3.Исполнение песни о весне.
1.Показать детям взаимосвязь всего живого в природе.
2.Развивать познавательные способности детей.
3.Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

«Я и мир» Мосалова Л.Л.
(стр.44)

Занятие «В природе всё взаимосвязано»
1.Рассматривание картинок с видами природы.
2.Дети составляют рассказы по картинкам.
3.Дети рассматривают знаки, запрещающие, что -то делать на природе.
4.Дети показывают фото отдыха всей семьей на природе.

1.Закрепить понятие о бережном отношении к природе.
2.Уточнить и расширить представления о том, что портит окружающую среду.
3.Воспитывать желание посильно восстанавливать окружающую природу.

Познавательное развитие в старшей группе
Волчкова В.Н.; Степанова Н.В.
(занятие №2;стр.158)
Занятие «Невидимка-воздух»
1.Опытно-эксперементальная деятельность.
Переворачивается стакан вверх дном и медленно опускается в банку с водой. Стакан не наполняется водой. Воздух не пускает воду в стакан.
2.Свойства воздуха.
3.Значение воздуха.
1.Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого.

(занятие №3;стр.159)

Занятие «Волшебница вода»
1.Работа с глобусом (рассматривание модели земли и знакомство с Арктикой и Антарктидой).
2.Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости»
3.Загадки о воде.
4.Опыт. Вода в трёх стаканах. Её сравнение.
5.Правила пользования водой.
1.Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями(дождь, роса, снег, иней, лед, пар и т.д.) и состоянием воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; учить понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах.
И.Л.Саво
(стр.39)
1.Опытно-эксперементальная деятельность «Измерение снегомером глубины снега»
2.П/и «Ходят капельки по кругу»
3.Чтение Н.Рыжовой о воде.
4.Чтение Б. Пластова «Сказка о каплях»
5.Экскурсии на водоем.
1.Освоить представления о некоторых факторах среды (свет, вода и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния).

Занятия по развитию речи.
О.С. Ушакова
(занятие №13;стр.58)
Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
1.Чтение рассказа.
Обсуждение.
2.Игра в снежки (имитация)
3.Игра «Лето-зима»

(занятие №14;стр.61)
Составление рассказа по картине «Река замерзла»
1.Составление рассказа на тему «Река замерзла»
2.Объяснение значения слова «замерзла»
1.Повторить и обобщить свойства воды.
2.Воспитывать безопасное поведение на реках, озерах, водоемах.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Н.В. Нищева
(стр.64)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
1.Разучивание гимнастики.
2.Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Сказки-пересказки.
Т.А.Куликовская
(стр.65)

Игра-эстафета «Полезный зонтик»
1.Разучивание игры.
1.Вызвать у детей позитивное настроение.

Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности.
Т.Г. Казакова
(стр.116)

Занятие «Весенний дождь»
1.Развивать у детей интерес к окружающему, учить передавать явление природы доступными изобразительными средствами, ритмичными линиями рисовать веселый дождик.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: посещение библиотеки, поиск информации в методическом кабинете, помощь родителей в поисковой деятельности.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: Создание условий для проведения опытов и экспериментов: приобретение пластмассовых стаканов и ложек; ватмана, бумаги для черчения, картона, фломастеров и пр.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап
Содержание
деятельности

Педагог
дети

Поисковый
1.Формулирует проблему «Изучение круговорота воды в природе»

1.Вхождение в проблему

Февраль

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию «Путешествие капельки» (сказка)

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Формулирует задачи
3.Принимают задачи
Февраль

Практический
1.Помогает спланировать деятельность

2.Организовывает деятельность (занятия, игры, опыты и эксперименты)
2.Объединяются в рабочие группы
Март

Контрольно-аналитический
1.Направляет и контролирует осуществление проекта
1.Формируют приобретенные знания, умения и навыки
Апрель

Презентационный
1.Подготовка к презентации
1.Продукт деятельности готовят к презентации
Май-июнь

Формы
Название формы
работы
Сроки

Занятия
«Путешествие капельки воды»

«Удивительные превращения капельки воды»
Март

«Как люди речку обидели»
Апрель

«Круговорот воды в природе»
Май

«Вода в жизни растений»
Июнь

Наблюдения
Наблюдения за снежинками

Наблюдения за испарением воды (дома)
Март

Наблюдение за превращением воды в лед (дома)
Март

Наблюдение за паром
Апрель

Наблюдение за кипением чайника (дома)
Май, июнь

Экспериментирование
Опыт№1.Таяние снежинки на руке.
Февраль

Опыт№2. Испарение воды в теплом и прохладном месте (дома)
Март

Опыт№3. Превращение воды в пар
Апрель

Опыт№4.Превращение снежинки в воду
Май

Опыт№5.Превращение льда в воду (дома)
Июнь

Экскурсии
1.На участке д/с
Февраль, март, апрель

Май, июнь

3.На детских
площадках поселка
Май, июнь

Работа с родителями
Привлечение родителей к работе по проекту (ознакомить с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы.

Групповое обсуждение
Беседы по экологическим сказкам, рассказам. Выводы в ходе опытов и экспериментов.
Февраль, март, апрель, май, июнь

Февраль
1.Занятие «Путешествие капельки воды» (сказка сопровождающаяся иллюстрациями).
Цель: объяснить этапы круговорота воды в природе, закрепить понятие об облаках, тучах, значении солнышка во всех состояниях воды.
2.Наблюдение за снежинками.
Цель: учить детей наблюдать за таким явлением природы, как снежинки; рассматривать узоры снежинок и сравнивать их; объяснить детям, что лучше снежинки рассматривать на тёмном фоне (на рукавичке, рукаве пальто и т.д.); развивать внимательность, познавательность, любознательность; сделать вывод: все ли снежинки одинаковые?
3.Экспериментирование: Опыт№1. «Таяние снежинки на руке и превращение её в воду».
Цель: поймать снежинку на рукавичку и подышать на неё; понаблюдать, что происходит со снежинкой и во что она превратилась; сделать вывод: почему это произошло? (от тепла снежинка превращается в капельку воды)

5. Работа с родителями: привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение: беседы по экологическим сказкам, рассказам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7.ИЗО-деятельность «Дорисуй снежинки».
Цель: продолжать учить детей симметрично дорисовывать элементы рисунка; развивать воображение и внимание; закрепить знания детей о том, что узоры снежинок разные.

Март
1.Занятие «Удивительные превращения капельки воды».
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды в природе; проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой.
2.Наблюдение за испарением воды (дома).
Цель: учить детей наблюдать за процессом испарения воды; дать знания о том, что вода испаряется со всех водоёмов, даже совсем маленьких; сделать вывод: «Что такое испарение?»
Наблюдение за превращением воды в лёд. (В домашних условиях)
Цель: ознакомить родителей с проведением данного опыта; уточнить у детей, где в домашних условиях можно встретить лёд; учить детей наблюдать за процессом превращения воды в лёд;
сделать вывод: «Во что превратилась вода на холоде?»
3.Экспериментирование Опыт №2. «Испарение воды в теплом и прохладном месте». (В домашних условиях)
Цель: учить детей с помощью обычной тряпочки экспериментировать с водой в разных условиях (в теплом и прохладном месте); объяснить детям, что в тряпочке находятся капельки воды, которые испаряются или превращаются в пар.
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе»). Беседы по проектной деятельности.
6. Групповое обсуждение беседы по проведенным опытам и экспериментам; выводы в ходе опытов и экспериментов.
7.Художественное слово: разучивание стихотворения «Туман».

Апрель
1.Занятие «Как люди речку обидели».
Цель: показать, к чему приводят необдуманные действия человека; воспитывать бережное отношение к водоёмам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе.
2.Наблюдение за паром.
Цель: учить детей наблюдать за кипящим чайником или кастрюлей совместно со своими родителями; воспитывать осторожность и аккуратность.
3.Экспериментирование: Опыт№2.Превращение воды в пар.
Цель: ознакомить родителей с экспериментом; предупредить детей о том, что в кипящем чайнике (кастрюле) пар очень горячий и опасный; сделать вывод: «Как вода превращается в пар?»
4. Экскурсии на участке детского сада.
5. Работа с родителями: беседы по проектной деятельности; подведение итогов, по результатам проведённых совместно с детьми опытов.
6. Групповое обсуждение: беседы с детьми на тему «К чему приводят необдуманные поступки людей по отношению к природе»; привести в пример свои случаи из жизни связанные с природой.
7.Игровая деятельность: «Выбери слово обозначающее воду». «Выбери лишнее слово».

Май
1.Занятие «Круговорот воды в природе».
Цель: познакомить детей с понятием «Круговорот воды в природе» с помощью рассказа «Замкнутый круг»; учить детей приводить свои примеры о круговороте воды; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и фантазию.


4. Экскурсии в парк.
5. Работа с родителями по подготовке к презентации по проекту.
6. Групповое обсуждение: беседы по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Художественное слово: заучивание детьми стихотворений к презентации «Праздник воды».

Июнь
1.Занятие «Почему надо беречь воду?».
Цель: познакомить детей с процессом очистки и обеззараживания воды до её употребления; ознакомить с различными факторами загрязнения воды (строительство ткацких фабрик, поселение людей у воды и т.д.); воспитывать бережное отношение к воде.
2.Наблюдение за разным состоянием воды.
Цель: закрепить с детьми знания о том, что вода имеет разное состояние (парообразное, жидкое, твердое); воспитывать бережное отношение к воде.
3.Экспериментирование: «Превращение воды в разное состояние».
Цель: дать детям знания в процессе экспериментирования, что вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. (Примеры опытов приведены выше).
4. Экскурсии в парк
5. Работа с родителями подготовка к презентации «Праздник воды»
6. Групповое обсуждение: беседы по теме бережного отношения к воде; по проведённым опытам и наблюдениям.
7. Презентация: «Праздник воды»

Перспективный план
по проекту
на тему "Круговорот воды в природе"Arial BlackхђЗаголовок 1хђЗаголовок 2хђЗаголовок 315

светлана глухова
Экологический проект «Круговорот воды в природе»

Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории.

Регион, область, населенный пункт:

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Полное наименование ДОУ

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой петушок» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл

Сроки реализации

Среднесрочный: 2 месяца (январь-март 2015 г.)

Тип проекта

Образовательный. По методу информационно-исследовательский

Возраст детей

Актуальность

Важным положением ФГОС являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания и данный проект.

Цель проекта

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Задачи

Показать детям, что капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу;

Развивать наблюдательность, интерес к явлению круговорота воды в природе, образность мышления;

Учить делать выводы, обогащать словарный запас.

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат

Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;

Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Методологическая база проекта

1. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа / авт-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013;

2. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова [и др. ]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015;

3. Сборник методик по экологическому просвещению: сост. О. В. Уткина / Йошкар-Ола, 2006;

4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2015;

5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009;

6. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно. – М. : Линка-Пресс, 2004;

7. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008;

8. Рыжова Н. А. Волшебница вода //Дошкольное образование. – 2004. - №11,12.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему - январь 2015.

Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний - январь 2015.

Изготовление дидактических пособий, картотеки опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы - январь 2015.

Основной этап

Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге - январь 2015.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления» - январь 2015.

Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды - январь 2015.

Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе - январь 2015.

Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды, создание альбома «Где живет вода» - январь 2015.

Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды, создание альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды - февраль 2015.

Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой, заполнение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Рисование «Облачный город». Цель: учить детей передавать формы и размеры облаков, создание книжки «Облачный город» - февраль 2015.

Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение - февраль 2015.

Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр - февраль 2015.

Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развивать поисковую деятельность, ведение альбома «Опыты и эксперименты» - февраль 2015.

Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение, создание альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях» - февраль 2015.

Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности - февраль 2015.

Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта. Круговорот воды в природе» - февраль 2015.

Изготовление атрибутов для подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Цель: развивать творчество, воображение атрибуты для подвижной игры - март 2015.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, формирование двигательных умений и навыков - март 2015.

Дидактическая игра «Где спряталась снежинка?». Цель: закрепить знания детей о том, где и в каком виде существует вода, использование картинок о природных явлениях - март 2015.

Познавательные опыты «Вода испаряется», «Круговорот воды в природе». Цель: стимулировать поисковую активность детей, создание модели естественно-научного явления - март 2015.

Завершающий этап

Изготовление книжек-малышек «Приключения капельки». Цель: развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды - март 2015.

Выставка для родителей и детей с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями по теме «Круговорот воды в природе». Цель: повысить уровень информированности родителей о деятельности ДОУ - март 2015.

Презентация проекта «Круговорот воды в природе» на КМО воспитателей. Цель: повысить уровень информирован-ности воспитателей о деятельности ДОУ, обмен опытом - март 2015.

Результативность

Дети: имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Воспитатель: составлена картотека опытов о свойствах воды; конспекты беседы, занятий, наблюдений.

Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.

Модель трех вопросов

1. Что дети знают?

На небе бывают облака, и из них идет дождь (Диана)

Зимой падает снег (Юля)

Мокрая одежда высыхает на батарее или на балконе (Семен)

При поливе растений вода уходит в землю, растения пьют ее (Настя)

После дождя лужи высыхают (Тимур)

Летом во время дождя бывает радуга (Сережа)

Снег в тепле тает (Никита)

2. Что дети хотят узнать?

Почему вода в облаках никогда не кончается? (Тимур)

Почему море заполняется, а через край не льется? (Алеша)

Куда девается вода после дождя? (Кристина)

Куда исчезает вода из мокрой одежды? (Настя)

Почему мокрый пол становится сухим? (Денис)

Что такое облака и из чего они состоят? (Юля)

Какие облака самые большие? (Семен)

Почему облака двигаются по небу? (Сережа)

3. Где найти ответы?

Поискать с родителями в Интернете

Посмотреть мультфильмы

Посмотреть кинопередачи

Провести опыты и эксперименты

Организовать наблюдение

МОНИТОРИНГ

знаний детей по теме «Круговорот воды в природе»

1. Что такое вода? 2,1; 2,9

2. Где встречается вода? 1,9; 2,4

3. Всегда ли вода одинаковая? 1,5; 2,8

4. Что такое пар? 1,5; 2,8

5. Когда снег превращается в воду? 2,0; 2,9

6. Что такое ветер? 1,6; 2,7

7. Куда деваются лужи? 1,9; 3,0

8. Почему мокрый пол становится сухим? 1,6; 3,0

9. Почему идет дождь? 1,8; 2,8

Методика оценки:

3 балла – высокий уровень – ребенок отвечает полно, без помощи взрослого;

2 балла – средний уровень – ребенок отвечает с небольшими затруднениями;

1 балл – низкий уровень – ребенок не может ответить.




Круговорот воды в природе в больших масштабах Круговорот воды осуществляется благодаря испарению, передвижению водяного пара в атмосфере, его конденсации и выпадению осадков. Начинается круговорот с испарения воды. Водяные пары перемещаются из одной области в другую. Большая часть воды испаряется с поверхности Мирового океана, в который вода поступает из сточных и подземных вод. Меньшая доля испарившейся воды переносится на сушу воздушными течениями. В связи с процессами конденсации влаги происходит выпадение осадков.



Круговорот воды в маленьких масштабах Также можно рассмотреть пример с горячей водой в кастрюле. Если мы накроем кастрюлю крышкой, то через некоторое время, сняв её, мы увидим на ней капли воды. Накрыв кастрюлю крышкой снова, то капли «упадут» в воду, а далее вода снова окажется на крышке, вот он, круговорот. Но как же вода появляется на крышке? При помощи парообразования и конденсации. Далее эти понятия я рассмотрю более подробно.




Парообразование Из названия термина можно понять, что парообразование – это образование пара из воды. В мировом водяном круговороте пар поднимается над Землёй и двигается вверх. Далее, как мы знаем, образуются облака, но не из пара, а из воды. Потому что пар превратился в неё при помощи конденсации. Теперь я рассмотрю её.




Конденсация Конденсация – не такое понятое слово, как парообразование. Если парообразование – превращение воды в пар, то конденсация – превращение пара в воду. Из этой воды образуются облака, когда они наберут большую массу, то выплеснут свою воду на Землю и пойдёт дождь, снег или град. Но как зимой пар поднимается так высоко, ведь он просто может заледенеть. Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрю термин испарение




Испарение Когда парообразование происходит с поверхности воды, его называют испарением. Испарение обусловлено тем, что в жидкости всегда есть какая-то доля быстрых молекул, кинетическая энергия которых достаточна для того, чтобы они могли вылететь из жидкости. Такие быстрые молекулы есть при любой температуре, поэтому испарение происходит при любой температуре. И именно поэтому зимой идёт снег.




Удельная теплота парообразования Удельную теплоту парообразования можно рассчитать. Опыты показывают, что количество теплоты, необходимое для того, чтобы превратить жидкость в пар при постоянной температуре, пропорционально массе жидкости. Получается формула: Q – количество теплоты L – удельная теплота образования m - масса Q = Lm




Испарение без выпадения осадков Когда вода только начнёт испаряться, на Земле произойдут незначительные изменения. Но уже через неделю объём мирового океана сильно уменьшится. Ещё через две недели у некоторых стран возникнут проблемы с событием питьевой воды, в засушливых странах начнётся массовое вымирание. Спустя месяц «водная проблема» станет мировой. Ещё через 4-5 месяцев пересохнет весь мировой океан.


Выпадение осадков без испарения Вода испарилась и конденсировалась в последний раз. Образовались облака. Пошёл дождь (снег, град). Но испарение не произошло, поэтому после повторных осадков некоторые части планеты начинает затапливать (реки, моря, океаны выходят за свои границы). Запасы облаков истощаются, осадков всё меньше и меньше. После прекращения выпадения осадков вода начинает перемещаться по территории планеты. Людям придётся использовать искусственное орошение.




Выводы Круговорот воды в природе очень важен для всей планеты С помощью свойства испарения осадки выпадают при любой температуре Удельную теплоту парообразования возможно рассчитать Если бы не было конденсации, то вся вода с поверхности Земли просто испарилась бы При прекращении круговорота воды в природе планета Земля может погибнуть от засухи, или людям придётся искусственно орошать землю

МБОУ СОШ п. Стан-Шелокша Познавательно – исследовательский проект «Круговорот воды в природе» Автор: ученица 3 класса Макшакова Анна Руководитель: Золотова Мария Юрьевна Консультанты: Вирясова Надежда Толстова Оксана 2013 год

Выбор темы Сегодня на уроке окружаещего мира мы говорили о круговороте воды в природе, а дома я случайно увидела мультфильм «Капитошка». Мне стало интересно откуда он получился? И как путешествует? Я решила исследовать эту проблему и узнать больше о круговороте воды

Цели и задачи. Цели: Понять как происходит круговорот воды в природе; Узнать о свойствах воды. Задачи: Иметь представление о процессах, происходящих с водой в природе; Сформировать единую картину круговорота воды в природе.

Гипотеза исследования. Вода – основной источник жизни на земле.

Основные свойства воды. Не имеет цвета и запаха Безвкусная Текучая Прозрачная При нагревании и замерзании расширяется При охлаждении сжимается Хороший растворитель

Вода входит в состав любого организма. 2/3 вода 2/3 вода 4/5 вода

Состояние воды. жидкое газообразное твердое

Превращение воды. ЛЁД ВОДА ПАР

Процессы превращений. Испарение (из жидкого в газообразное) Конденсация (из газообразного в жидкое или твердое) Замерзание (из жидкого в твердое) Индевение (из газообразного в твердое) Возгонка (из твердого в газообразное)

Круговорот воды в природе.

Круговорот воды в природе. 1- Вода выпадает осадками(снег,дождь) с неба; 2- Впитывается в землю, и через корни растения так же впитывают воду; 3-С подземными водами попадает в океаны, реки, озера и другие водоемы; 4- Испаряется с поверхности водоемов; 5- Испаряется из растений; 6- От испарений образуются облака; После чего процесс повторяется.

Поиск информации. Учебник «Окружающий мир»; Мультфильм «Капитошка»; Интернет; Беседа со взрослыми; Собственные исследования.

Помощь учителя

Моделирование

Мои исследования. Мне очень захотелось понаблюдать за процессом круговорота воды. Но поскольку в природе он происходит довольно долго, я, посоветовавшись с консультантами решила упростить этот процесс и провести опыты.

Мой опыт. 1. Налила воды (дождь) и положила лёд (снег) в чайник (водоём).

Мой опыт. 2. Для ускорения процесса испарения поставила чайник на плиту и включила огонь.

Мой опыт. 3. Поднесла зеркало к носику чайника, когда тот закипел.

Мой опыт. 4.На зеркале образовались капли воды, которые впоследствии после охлаждения можно опять сбросить в чайник и повторить процесс.

Вывод. Вода постоянно совершает круговорот в природе. Она является основой для всех живых организмов, так как в этом процессе проходит через атмосферу, литосферу и гидросферу земли, при этом так же попадая в каждый живой организм.

Загадка. Я и туча, и туман, Я ручей, и океан, Я летаю и бегу И стеклянной быть могу. (ВОДА)

Рефлексия. Мне очень понравилось проводить опыт по созданию искусственного круговорота воды. Мне помогали руководитель и консультанты, которые давали советы. Поэтому выполнять работу было легко и весело.

Защита проекта

Список литературы. Голицын М.С. Энциклопедия. Я познаю мир. Сокровища земли. – М.: «Апрель», 2001. Жильцова Н. Большая энциклопедия для дошкольников. –М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 1999. Савина Л.А. Энциклопедия. Я познаю мир. – М.:»Апрель», 2005. Румянцева Л.А. Детская энциклопедия. –М.: РОСМЭН, 1994. Михайлов В.А. Энциклопедия. География в занимательных экспериментах. – М.: «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...