Фгос до в образовательном проекте. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Основные понятия фгос до

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федеральные государственный стандарт дошкольного образования Материал для обсуждения подготовлен методистом ГИМЦ Геворкян Н.А.

Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занимается специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы: полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; и ндивидуализации дошкольного образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; п артнерства с семьей; п риобщения детей к социоультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; в озрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели: Повышение социального статуса дошкольного образованиия; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт является основой для разработки и реализации Программы Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия реализации педагогического процесса. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Программа должна охватывать следующие образовательные области: Социально - коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (соответственно 60% и 40%) Обязательная часть Программы предполагает: комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих областях; Включает три основных раздела: - целевой (пояснительная записка, целевые ориентиры); - содержательный; - организационный.

Требования к условиям реализации Программы включают: Требования к кадровым условиям; Требования к психолого-педагогическим условиям; Требования к материально-техническим условиям; Требования к финансовым условиям; Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, которые предполагают: Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Вовлечение всех детей в разные виды деятельности, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий; Уважение индивидуальности каждого ребенка; Недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности; Широкие возможности для развития свободной игры; Условия для овладения культурными средствами деятельности; Организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, детского творчества; Непосредственное вовлечение детей в образовательный процесс, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Требования к результатам освоения образовательной Программы представлены: Целевыми ориентирами, которые представляют собой социальные и психологические характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования; Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу; Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

К целевым ориентирам относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка: Инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий; Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и другим, чувство собственного достоинства; Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, умение подчиняться правилам и социальным нормам; Развитие крупной и мелкой моторики; Способность к волевым усилиям, следование правилам безопасного поведения и личной гигиены; Проявление любознательности, склонности наблюдать, экспериментировать; Способен к принятию собственных решений

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

ДЕТСКИЙ САД обеспечивает: - безопасность - охрану и укрепление здоровья - эмоциональное благополучие - равные возможности развития каждого ребенка - максимальную реализацию потенциала ребенка в различных видах деятельности

СЕМЬЯ взаимодействует в вопросах: - образования ребенка - охраны и укрепления здоровья ребенка - оказания консультативной и иной помощи - создание совместных образовательных проектов

ВОСПИТАТЕЛЬ Квалификация: Высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительная подготовка по направлению «Образование и педагогика»; Требования к стажу не предъявляются; Для старшего воспитателя: Высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. Должен знать: - Конвенцию о правах ребенка - Педагогику детскую, возрастную и социальную психологию - Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности развития детей и подростов, возрастную физиологию, школьную гигиену - Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников -Педагогическую этику - Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников - Технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода - методы убеждения, аргументации, установления контактов с воспитанниками и их родителями -владение ИКТ - правила по охране труда и пожарной безопасности

РЕБЕНОК Здоровый, активный, самостоятельный ребенок Владеет: -навыками основной двигательной активности (ходьба, бег, прыжки, лазанье, катанье на самокате, велосипеде ит.д.); - навыками общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - самообслуживания и бытового труда; - конструирования, изобразительного и музыкального творчества; - основами собственной безопасности; - опытом игровой деятельности; - простейшими правилами здорового образа жизни; - правилами поведения в обществе; Имеет первичные представления о себе, других людях, о свойствах и объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, время, количество, движение, покой и т.д.), о планете Земля, об особенностях её природы.


марина малюкова
Консультация для педагогов «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО ) .

Что такое ФГОС дошкольного образования ?

ФГОС устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании » и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании » представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в сфере образования ».

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования , ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса , и по содержанию дошкольного образования . Вариативность дошкольного образования имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях , не адекватных возрасту детей дошкольного возраста . ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме , обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования . Т. е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса , так и результатов освоения основной общеобразовательной программы .

Что является основными целями ФГОС ДО ?

Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ , их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования .

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России .

Каковы основные принципы устанавливает ФГОС ДО ?

Поддержки разнообразия детства ;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства , амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Какие требования выдвигает ФГОС ДО ?

Стандарт выдвигает три группы требований :

1. Требования к структуре ;

2. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования , которые включают в себя :

2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования :

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала .

Доступность среды предполагает :

Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс .

Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования .

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования .

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной , музыкальной и др.).

4. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования . Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики , и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников , ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений ; он не сводится к школьным формам жизни, - подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста , связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи , психологи) .

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение , способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Кускова Е.А. гр. 04061 «Дошкольное образование» ЗО

ТЕСТ «ФГОС ДО»

1.Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:

Ф едеральный Г осударственный О бразовательный С тандарт Д ошкольного О бразования

Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?

Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?

О.А. Скоролупова

Д.В. Ливанов

А.Г. Асмолов

В.В. Путин

Д.В. Медведев

На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?

Конституции РФ;

Конвенции ООН о правах ребенка;

Закона об образовании РФ;

Типового положения о дошкольном образовательном учреждении;

ФЗ « О некоммерческих организациях»;

ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

5.Выберите основные принципы дошкольного образования:

Поддержки разнообразия детства;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения (амплификации) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

В процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Уважение личности ребенка;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации и детей.

сотрудничество Организации с семьей;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

6.Выберите цели ФГОС ДО:

повышение социального статуса ДО;

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

7.Добавьте недостающие задачи Стандарта:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

Обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

· Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО.

· Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

· Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, качеств, инициативности, самостоятельности, и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

· Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

· Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)

8.Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для:

разработки и реализации Программы;

разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;

разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

Создания условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка;

оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

Основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

9.Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

к структуре Программы;

к условиям реализации Программы;

к результатам освоения Программы;

К предметно – развивающей среде;

К квалификации педагогических и иных работников;

10. Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

социально- коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

Коммуникативно-личностное развитие;

Познавательно-речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

11. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:

- 60%

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Не более 30;

– не более 40%;

12. В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:

целевой;

Организационный;

Современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. кардинально изменили образ жизни наших крох, их приоритеты, возможности и цели. Что же делать взрослым? Как и чему учить малышей? Ведь те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными. Ответ на этот вопрос содержится в таком документе, который имеет название «федеральный государственный стандарт». Что такое ФГОС дошкольного образования, подробно расскажем в этой статье.

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Федеральный институт развития образования

Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт.

Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.

Актуальность ФГОС

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.

Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.

После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества.

ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности, о которых подробно расскажем в соответствующем разделе.

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.

Структура стандарта образования

Что такое ФГОС Это четко структурированный документ требований к организации в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:

  1. Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.
  2. Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.
  3. В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов.

Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования.

Реализация образовательного стандарта

В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций.

Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.

Дошкольное образование ФГОС: основное

Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

  • требования ФГОС и региональных стандартов;
  • материально-технические возможности ДОУ;
  • доступные средства организации работы;
  • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
  • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
  • социальный заказ конкретной местности;
  • вид образовательного заведения;
  • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.

Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

  1. Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
  2. Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
  3. Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
  4. Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
  5. Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
  6. Являться преемственной со школьной программой.

Основная цель программы по ФГОС

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Основные области знаний по ФГОС

Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

  1. Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
  2. Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
  3. Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
  4. Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
  5. Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.

ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.

Особенности составления рабочей программы в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы приступить к составлению образовательной программы в дошкольном учреждении по ФГОС, следует четко понимать структуру документа. Так, содержание его должно состоять из 2 частей:

  • согласно ФГОС в ДОУ;
  • составленная участниками образовательного процесса.

Первая указанная часть обязательно должна быть отображена в полном объеме. Вторая же является рекомендательной и формируется в индивидуальном порядке.

Программа должна содержать следующие разделы:

  1. Титульный лист, в котором указывается название программы, авторы, когда и кем утверждена.
  2. Пояснительная записка. В ней раскрывается актуальность выбранной работы, основная концепция документа, цели и задачи работы, сроки их выполнения.
  3. Режим дня в ДОУ.
  4. Содержание учебно-воспитательной работы в рамках отдельных направлений. В том числе методический комплекс работы (какие основные и дополнительные программы применяются, технологии образования, наличие методических пособий). Структура системы образовательной работы (режимы дня, сетки занятий, графики работы сотрудников, нагрузка).
  5. Предполагаемые результаты работы в течение учебного года.
  6. Контрольно-оценочная работа в ДОУ (как для воспитанников, так и для педагогического состава).

Целевые ориентиры программы по ФГОС

Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:

  • ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
  • дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
  • отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
  • достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
  • речь понятна окружающим, правильно построена;
  • развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
  • крупная и соответствует возрасту;
  • в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
  • отмечается владение волевыми качествами;
  • ребенок любознателен, наблюдателен.

Виды образовательных программ

Различают 2 вида основных образовательных программ в ДОУ:

  • общеразвивающие (включающие различные направления);
  • специализированные (узконаправленные).

К первым относятся программы «Радуга», «Развитие», «Кроха» и другие. Специализированные — это экологического, художественно-эстетического, физического, социального воспитания.

Помимо вышеобозначенных программ, в отдельных ДОУ применяются дополнительные, например, документы кружковой работы.

В этой статье мы разъяснили, дошкольного образования, и как реализовывать поставленные требования в педагогической практике. Методистам детских дошкольных учреждений важно правильно донести основные требования документа педагогическим работникам, научить применять новшества в работе. Ведь ФГОС — это документ, помогающий организовать учебную деятельность с учетом социального заказа и современных требований общества. Благодаря этому документу поколение наших детей обучается в совершенно инновационном формате, оставив позади убеждения прошлого.

Татьяна Горячева
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных к школе групп. Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится.

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Что же обсуждалось рабочей группой?

Требования к программе;

Требования к условиям;

Требования к результатам социализации.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

Чего ждут от Стандарта:

ВОСПИТАТЕЛИ

Обеспечения безопасности;

Толерантного отношения со стороны родителей;

Снижение документооборота;

Больше доступных образовательных программ;

Обучение счету и письму должно быть в школе;

Желание обучаться – курсы ПК

УЧИТЕЛЯ

Послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

РОДИТЕЛИ

За раннее и ускоренное развитие;

За образование отвечает государство;

Главное – здоровье детей;

Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Закон об образовании РФ предусматривает :

1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня);

6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду).

До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства:

Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания);

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

2 группы требований:

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы;

20% - вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

5 образовательных областей:

Физическое развитие

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное);

Речевое развитие

60%- обязательная часть программы;

40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт»

3 группы требований

К структуре ООП;

К условиям реализации ООП;

К результатам освоения ООП

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

Главное условие – численность детей в группе.

Какие же требования предъявляются к условиям :

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

Оценка профессиональной деятельности педагога :

Динамика развития интегративных качеств педагога;

Положительное отношение ребенка к детскому саду;

Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы:

Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров :

* Инициативность

* Самостоятельность

* Уверенность в себе

* Воображение

* Физическое развитие

* Волевые усилия

* Любознательность

* Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться :

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития);

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП.

ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.

Цель данного анкетирования : выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?

2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?

3. На каких документах основан ФГОС ДО?

4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?

5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?

6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные

образовательные организации?

7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите):

* - детства

* - дошкольных учреждений

* - воспитателей

8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:

1) занятие

9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...