Виды православных четок. Для чего служат четки? Это интересно знать

Практически в каждой религиозной традиции есть методики многократного повторения имен Господа или прославления Всевышнего при помощи разнообразных гимнов и молитвословий. Такая практика имеет существенную духовную пользу, и в христианстве тоже есть методики многократной и длительной молитвы. Для учета количества повторений используются четки православные, как пользоваться этим приспособлением правильно.

Сейчас по всему миру активно распространяются различные религиозные течения, страны не являются такими закрытыми как ранее. Известно много подробностей о других религиях и культурах.

Практически везде в духовных практиках есть однообразное молитвословие:

  • мантры в буддизме и индуизме;
  • начитывание сур из Корана в исламе;
  • зикры в суфизме;
  • ритмичное дыхание и повторение звуков в шаманизме.

Многие даже могут вспомнить своеобразные «молитвословия» времен коммунизма, которые повторялись на партийных собраниях и прославляли вождей и теоретиков коммунизма.

Таким образом, отсюда легко сделать общий вывод – эти молитвословия имеют эффект и позволяют определенным образом работать с сознанием, укреплять веру. Только вот нужно представлять, для чего нужны эти практики. Ведь многое зависит от того, кого они прославляют и к кому направляют сознание верующего.

Проще говоря, коммунисту, который на протяжении своего земного пути взывал к Марксу, навряд ли Маркс поможет вознестись, а православный, который молился Спасителю и Богородице, имеет куда более благоприятные перспективы.

Хотя некоторые могут об этом не догадываться или просто не обращать внимания, но в православии непрестанная молитва предписывается вообще всем верующим. Не только исихастам или монахам нужно непрестанно молиться. В идеале даже простой человек, занимаясь своими мирскими делами, может мысленно произносить короткие молитвенные фразы (к примеру, Иисусова молитва или «Богородице Дево радуйся») и таким образом трудиться не только телом, но и душой, совершая простые мирские дела.

Использование приспособлений

Непрестанная молитва, по тем или иным причинам, является доступной не для каждого. Остается только отводить какой-то период в течение дня, чтобы прочитать некоторое количество молитвословий, и для этого нужны четки, дабы вести отсчет. Например, Серафим Саровский советовал своим духовным чадам начитывать (помимо утреннего и вечернего правила) 150 раз «Богородице Дево», понятное дело, такое количество отсчитывать в уме неудобно, требуется какой-то дополнительный инструмент.

На четках удобнее измерять количество произнесенных молитвословий в течение дня. К примеру, некоторые читают какое-то количество «кругов» на протяжении суток, когда удается уединиться.

Обратите внимание! Не следует делать на четках чрезмерный акцент, в частности, на красоте этого предмета и каких-то эстетических функциях.

Конечно, подбирать аксессуар надо по собственному вкусу, чтобы он был приятен взору и настраивал на положительный молитвенный лад. Никогда не следует «красоваться» четками, считать этот предмет какой-то приятной игрушкой или чем-то подобным модному элементу гардероба. Такое отношение совершенно недопустимо, нужно чтобы этот предмет не отвлекал от молитвы, а наоборот, служил своеобразным духовным посохом, который помогает в молитвенном пути.

Полезное видео: православные четки, зачем они нужны?

Разновидности

Некоторые подвижники вообще не видят особого потребности в использовании какого-то предмета, ведь, как они говорят, не нужны четки помимо данных Господом, то есть собственных пальцев. И, действительно, если отсчитывать на одной руке каждую фалангу, а на другой руке тоже каждую фалагну, то за «круг», пройденный на другой руке, такие «четки» дают 144 молитвы – вполне удобный вариант для использования. Поэтому за неимением дополнительного предмета, всегда есть возможность воспользоваться руками.

Собственные четки (которые не ваши собственные руки), тоже могут пригодиться. Они являются религиозным предметом, могут приносить вдохновение и помогать укреплять веру.

Осталось только выбрать четки православные по собственному вкусу, а вариантов предлагается немало:

  • брояница – наиболее распространены в Сербии и других балканских странах, являются частью православной традиции, напоминают веревку с 33 крупными узлами, которые плотно прилегают друг к другу, в итоге получается своеобразный браслет, помимо узлов в одной части есть равносторонний крест из драгметаллов с изображением небольшой иконки, который представляет собой отдельную центральную бусину, на фото смотрятся довольно приятно;
  • вервица — тоже делается из ткани или веревки, чаще всего из плотной шерсти, завязываются узлы, между которыми через определенный промежуток (10, 25) завязываются более крупные узлы или вставляются бусины, в верхней части может располагаться кисточка с центральной бусиной или крестом, количество узлов не регламентировано, но, как правило, составляет 25, 33, 50, 100, некоторые есть и особенно длинные по 1000 узлов, в принципе такие четки своими руками сделать не составляет труда, нужна только небольшая веревка;
  • лествица (лестовка) – чаще всего считаются старообрядческими, но и сейчас в ходу во всем монашеском сообществе, выглядят как кусок материи, с одной стороны которого располагаются плотно прижатые друг к другу бугорки, которые символизируют собой как бы ступеньку этой лествицы, под такими бугорками нередко вставляют валики ткани для твердости и прочности, иногда на этих свернутых валиках пишут Иисусову или другую молитву, количество «ступенек» — 33, символика числа не требует разъяснения.

Какие православные четки выбрать, зависит от личных предпочтений, но не имеет существенного значения. Ценен не сам предмет, но регулярная и искренняя молитва верующего, которому он способствует. Помимо указанных вариантов, вполне возможно подобрать любой другой, который удобно держать в руке и который больше соответствует практическим и духовным потребностям.

В православной традиции не существует такого представления, как правильные и не правильные четки. Изначально в писаниях об этом предмете ничего не сказано и не дается никаких указаний. Четки появились позднее как вспомогательный инструмент, и все их вариации являются изобретениями монахов или обычных верующих людей.

Как молиться на четках

Теперь следует разобраться, как пользоваться этим «инструментом» в процессе молитвенного делания. В храмах, как правило, четки с собой не носят, а молятся в рамках службы, перед иконами просто ставят свечу и произносят прошения или молитвословия тихим голосом небольшое количество раз.

По большей части четки православные используются для келейной молитвы в рамках индивидуальной духовной практики. Именно в процессе уединения верующий может лучше настроиться, отвлечься от остального мира и потратить существенное количество времени для повторений. Тем более в келейном делании не следует обращать внимания на остальных и собственный облик.

Обратите внимание! Чаще всего четки носят на основной руке, то есть на той, которой и перебирают.

У православных не особенно принято публичное ношение этого предмета. Поэтому даже, если и берут четки с собой (к примеру, как браслет, чтобы всегда иметь возможность помолиться) то носят под одеждой, не выставляя перед другими взорами. Ведь длительная молитва может вызвать, к примеру, слезы или огромную радость умиления. На людях такое поведение не совсем удобно, а вот когда молишься отдельно, об этом не следует заботиться.

Познавательно! Когда читают от осквернения женщин

Из основного о том, как правильно начитывать молитвословия, следует отметить следующее:

  • выбрать уединенное пространство, чтобы никто не мешал и не отвлекал;
  • выбрать оптимальную молитву, разобраться зачем нужны используемые в ней слова, понять их смысл, ощутить и принять всей душой;
  • выбрать определенное количество повторений, но не гнаться за количеством, стремиться к душевной «работе», а не к автоматическому повторению;
  • предварительно перед практикой настраиваться, а в процессе стараться взращивать веру, молиться искренне.

Если быть по-настоящему искренними, то со временем то, как молиться на четках, будет становиться яснее и понятнее. Такая практика приносит духовные результаты, но нужно непрестанно стараться и всячески избегать греха начетничества, то есть бездумного повторения слов.

Полезное видео: священник Максим Каскун о том, как пользоваться четками

Вывод

Итак, какой бы вариант четок не выбрал для себя православный человек, основой всегда остаются вера и молитва. Именно на этом и держится духовная практика, а четки просто помогают, как своеобразная опора, которая позволяет прогрессировать дальше и дальше.

В этом смысле наиболее ярким является образ старообрядческой лестовки, символизирующей собой ступени, по которым верующий как бы взбирается к Господу. Каждая ступень, то есть произнесенная молитва, отрешает читающего от мирского и временного, делая ближе к Небесам.

Здравствуйте, друзья и читатели моего блога! С вами вновь Руслан Цвиркун и сегодня поговорим о том, зачем нужны четки для медитации, как правильно перебирать или крутить четки при повторении джапа мантры, и как сделать их своими руками. По меньшей мере несколько тысяч лет люди используют их в своей практике, и нет точной даты их появления, но несомненно их польза очень велика.

Четки — это духовный атрибут многих традиций и культур мира. По праву можно отнести происхождение четок к Ведической (древней индийской) культуре, именно оттуда зародилась традиция повторять мантры и молитвы на четках. Далее традиция распространилась и в другие течения, такие как буддизм, ислам, а так же христианство, в частности католики, православные, и другие.
В каждой культуре или традиции четкам придают разное значение, но по сути предназначение у них одно — это повторять на них различные мантры и молитвы.

Четки являются неотъемлемой частью при джапа медитации, и при повторении некоторых других мантр. Повторяя мантры или молитвы, в разных традициях принято отсчитывать их количество. Сложно быть сосредоточенным и одновременно в уме отсчитывать необходимое количество повторяемых мантр, а четки как раз таки служат для этих целей, чтобы подсчет не отвлекал нас на это. Просто перекидываем бусинки и производим таким образом счет.

Помимо того, что на четках удобно отсчитывать количество повторяемых мантр, так же четки служат еще для того, чтобы задействовать в медитации чувство осязания. Держа бусинку между пальцев мы как бы соприкасаемся с мантрой или молитвой и таким образом медитация становится более сосредоточенной .

Повторяя Мантру в слух мы занимаем в медитации свой язык, голос, уши и слух. Размышляя над смыслом мантры — мы занимаем свой Ум и Разум. Сидя с прямой спиной в , либо в других , мы занимаем свое тело в медитации. Если повторять мантру при ходьбе, то так же можно сделать это медитативным процессом. Благодаря четкам, мы задействуем дополнительно свои пальцы и чувство осязания.

Сколько бусин в четка

Традиционно четки имеют в своем количестве 108 бусин. Иногда их делают 54 бусины, 36, 27, либо 9. Эти количества бусинок являются кратными числа 108.

Значение 108 бусин в четках

108 — это сакральное число и у него много эзотерических значений. Одно из них — бесконечность. Так же существует:

  • 108 главных Упанишад (Ведические писания);
  • 108 главных имен Бога;
  • 108 главных гопи (преданные Господа);
  • в Ведической астрологии 12 домов и 9 планет, 12×9=108;
  • Священная река Ганга охватывает 12 градусов долготы (79 до 91) и 9 градусов широты (22 до 31) 12×9=108.

Существуют также и другие значения этого числа.

В четках из 108 бусин есть и 109 бусина, которая называется бусина Бога, а также ее называют бусина Меру (самая высокая гора описанная в Ведах) или бусина Гуру (духовного учителя) .

Бусина Меру соединяет собой кольцо в четках и на ней не повторяют мантру и не перешагивают через нее.

Обычно ее делают больше по размеру чем бусины четок, иногда делают 2 или 3 бусины вместе. На фото она выглядит вот таким образом.

Четки — это духовный предмет, и его необходимо держать в чистоте. Также не принято демонстрировать в открытую свою медитацию на четках.

Медитация, или молитва — достаточно сокровенный процесс. Поэтому во время перебирания четок и повторения мантры целесообразно держать четки скрытыми от посторонних глаз.
Мешочек для четок прекрасно справляется с этой задачей. Мешочек для четок можно купить готовый либо сшить самому. В традиционных мешочках предусмотрено отверстие для указательного пальца, которым обычно не касаются бусин.

На фото мешочек для четок

Как сделать четки своими руками

Чтобы изготовить четки для медитации своими руками, возьмите 108 бусин из
дерева либо другого материала и длинную нить от 3х до 5-и метров. Луше использовать нейлоновую либо капроновую нить, чтобы ваши четки не порвались.

Отступите примерно 20-25 сантиметров от конца нити и завяжите на ней первый узел. Узел должен быть такого размера, чтобы он не проваливался через отверстие бусинки. Нанизав первую бусину завяжите после нее узел и нанижите следующую. После каждой бусинки завязывайте узел.
Нанизав все 108 бусин и завязав последний узелок у вас получилась нить с бусинами, теперь возьмите 109 большую бусину и проденьте в нее оба конца ваших четок и завяжите узелок. Все, четки для медитации готовы.

Разновидности четок

Традиционно четки делают из дерева, либо семян растений. Так же используют драгоценные и полудрагоценные камни. Но мое мнение, что это излишество. Четки в первую очередь служат для сосредоточенности во время медитации, и уменьшению привязанности к материальным вещам этого мира через медитацию. Драгоценные камни будут же только увеличивать ложное эго и все больше привязывать к материальным вещам.

Вообще существует очень огромный выбор четок из всевозможных материалов:

  • священное дерево Туласи;
  • священное дерево Ним;
  • семена Рудракши;
  • семена Лотоса;
  • можжевельник;
  • красный коралл;
  • темно-синий лазурит;
  • сандал;
  • жемчуг;
  • нефрит;
  • горный хрусталь;
  • серебро;
  • золото;
  • медь;
  • янтарь;
  • дерево боддхи;
  • и даже кости и черепа людей и животных.

Вайшнавские четки

Вайшнавы повторяют мантры преимущественно на четках из Туласи или Нима.

В Индии выбор четок просто огромен, глаза могут разбежаться от разных размеров и форм. Это фото я сделал в одном из Священных мест Вриндавана

Четки Шивы

Последователи Шивы использую четки из семян рудракши

Буддийские и тибетские четки

Буддийские и тибетские четки изготавливают из всех вышеперечисленных материалов, отдавая предпочтение дереву боддха, сандалу и можжевельнику.
Считается, что можжевельник, красный коралл и темно-синий лазурит отпугивает духов. В Тибете распространены четки из человеческих костей и костей животных. Кости там доступны в связи с тибетским ритуалом захоронения. Тело не сжигают и не закапывают, а отдают на съедение птицам.

Джапа Мала или как правильно читать мантру на четках

По другому четки так же называют «Мала», это санскритский термин, что дословно значит «гирлянда».

Техника медитации на четках

Возьмите первую бусину следующую за большой бусиной Меру, большим и средним пальцем правой руки. Указательный палец отведите в сторону.
Левой рукой не повторяют мантры и молитвы, так как она считается не чистой.
Повторив один раз мантру передвиньте четки на себя взяв вторую бусину и снова повторив мантру и так далее пока не прочитаете мантру на каждой бусине.

Дойдя до 108 бусины и прочитав мантру на последней бусинке вы тем самым закончите один круг Джапы. Разверните четки в обратном направлении не перешагивая через 109 бусину Меру, последняя бусина в таком случае теперь становится первой и можете продолжить Джапа медитацию дальше.

Вторую руку при желании, можно поместить в или другую мудру по выбору.
Нет строгих правил и предписаний в количестве повторяемых мантр на четках, у каждого это могут быть индивидуальные стандарты. Некоторые люди дают обеты повторять определенное количество кругов на четках, все зависит от ваших желаний и устремлений.

Как правильно пользоваться и хранить четки

Используйте ваши четки (Малу) по назначению. Это не сувенир и не украшение для автомобиля. Как я уже говорил выше — четки предназначены для медитации и молитв.
Храните вашу Малу(четки) в чистоте. Есть определенные принципы, которым желательно следовать если вы используете в своей медитации четки. Эти принципы касаются правильного хранения и использования четок.

Не рекомендуется использовать четки грязными руками. Руки считаются нечистыми, после еды, после туалета или после соприкосновения с нечистыми предметами. В этом случае необходимо очистить руки водой и только после этого браться четки.

Не заносите четки в туалет, так как туалет считается нечистым местом и Джапа Мала таким образом оскверняется.
Не демонстрируйте всем свои четки — это достаточно сокровенный предмет.

В видео, как правильно перебирать и крутить четки во время повторения мантры.

На этом все, на новости блога, чтобы ничего не пропустить.

С Уважением и наилучшими пожеланиями,

религиозные четки

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧЕТКИ

Эта группа включает в себя четки разных религий: христианские, мусульманские, буддийские, индуистские. Сюда же можно отнести и четки нового вероучения бахаизма и некоторые другие.

1. Христианские молитвенные аксессуары подразделяются на православные, католические, англиканские, лютеранские.

Православные четки

старообрядческая лестовка

Лестовка (лестница) – четки старообрядцев-единоверов. Очень необычного вида живописная вещица. Представляет собой широкую ленту, состоящую из трубочек-бобков (ступеней). В каждом бобке спрятана свернутая в рулончик бумажная полоска с молитвой Иисусовой. Лента смыкается в круг и завершается конструкция расписными треугольниками (лапостками). Ступени изготавливаются обычно из кожи. На лапостки нашивается ткань, либо кожа и расшивается золотом, бисером, пайетками. Ступеней лестовке положено иметь сто (маленьких) и три (покрупнее).

Вервица (вервь) – традиционные узелковые четки. Плетется из грубой цельной нити, шнура. Здесь нет бусин, счетной единицей выступают узелки (т.н. «бриллиантовые узлы»). На конце выплетается крест, за ним следует кисточка (не всегда). Количество узлов вервицы варьируется от пятидесяти до тысячи. После десяти или двадцати пяти узелков идет разделитель – бусина или крупный узел. Существуют и 33-х узелковые четки, которые носятся на запястье. Также есть 10-ти узелковая вариация в виде кольца (перстные четки).

Новообрядческие четки и православный розарий. Это уже вариант более современный. Зерна таких четок могут быть выточены из разных пород деревьев или камней-самоцветов. Количество бусин – от десяти до ста шестидесяти, где каждый десяток отделен друг от друга. Православные четки часто содержат 33 зерна. В этом числе запечатлен возраст распятого Иисуса Христа. Часто бывают также четки из 30 зерен. Разделительные бусинки порой присутствуют, порой — нет. Венчает четки крест Иисусов и/или кисточка. Иногда встречается название «православный розарий». Обычно это четки с 50-ю зернами и распятием на конце. Не путайте их с католическим розарием, который будет рассмотрен ниже. Четки православные отличить от католических можно, рассмотрев крест. В западном варианте ноги Христа всегда скрещены, а распятие чаще всего четырехугольное (не всегда). В то время как православный крест может иметь дополнительные перекладины и быть также шести- или восьмиугольным. Понятие розарий в православии связано с Серафимом Саровским, который ввел т.н. «богородичное правило» чтения молитв по четкам из 50-ти зерен. С подобными четками святой старец и изображен на иконах.

Брояница – так называют четки в балканских странах. И снова – плетение. Очень похожа на вервицу, только меньшего размера. Тридцать три элемента-узла, соединенные четырехугольным крестиком образуют браслет. Излюбленный народами материал – овечья шерсть – служит основой для балканских четок. Но есть и синтетические, и кожаные варианты браслета. Лаконичность, красота, стиль – таков характер брояницы.

Католический розарий

Католический розарий

Традиционно четки в католичестве именуют розарием, что означает «венок из роз», а подразумевает венок из молитв. Потому как розарий – это одновременно и название ожерелья, и специфический порядок, система произношения молитв. По структуре это пять десятков зерен, разграниченных цепочкой или крупной бусиной. Каждый десяток предназначается для чтения одной из пяти тайн жития Иисуса Христа и девы Марии. Кольцо замыкается, далее следует медальон со святыми ликами или таинствами. Следом идет еще пятерка бусин (три малых и две больших). Эти бусины – для вступительных молитв. Каждой крупной бусине соответствует одна отдельная молитва. Маленькие служат для трех повторений одного песнопения. Венчает конструкцию католическое объемное распятие. Носят розарий на руке, обмотав запястье; на шее, а такж убирают за ремень, пояс или просто прячут в карман.
Существует интересный вариант четок, которые в буквальном смысле собраны из роз. Это очень ограниченная серия, выпущенная в Ватикане в память о папе Иоанне Павле II. Вместо бусин там засушенные бутоны королевы цветов, источающие чудный аромат. Они так и называются — «вечнопахнущие четки».
Серафический (ангельский) розарий – еще одна разновидность церковной принадлежности католиков. Так называются четки францисканских монахов. Состоят они из семидесяти бусин (семидекадный розарий) и символизируют семь радостей Пресвятой Девы.

Ирландский однодекадный розарий или розарий Святого Патрика – «усеченный» вариант католических четок. Состоит он из десяти зерен, с одной стороны увенчанных крестиком, а с другой – кольцом. Изначально — эти четки всегда были не круговые, а линейные. Так сложилось исторически, что розарий являлся тайным атрибутом ирландцев-католиков. Чтобы быть незаметным для чужих глаз, он и награжден столь компактной конструкцией. Сейчас, в наше современное время, существует и другая разновидность однодекадного розария, который не надевается на палец, а делается с застежкой для ношения на руке как браслет. Стоит отметить, что с течением времени внешний вид однодекадного розария постоянно видоизменяется, с каждым разом появляются все более интересные вариации. И это уже не всегда линейные четки. Браслетные варианты могут быть и круговыми.

Еще миниатюрнее выглядят четки басков . В них тоже десять бусин и крест. Только это уже однодекадное кольцо-розарий. Его еще называют «солдатским розарием» за удобство и лаконичность, так необходимых в военных полевых условиях.
Существует усовершенствованный аналог, состоящий из внутреннего неподвижного кольца и внешнего скользящего с выступающими на поверхности бугорками.

Англиканские четки – самые «молодые» среди христианских религиозных атрибутов. Другое их название –экуменистические (экуменизм – всехристианское единство). Появились они в 80-х годах ХХ века. Четки имеют некоторое сходство с розарием католиков и вервицей православных. Это недлинные бусы с 33-мя зернами. Основные бусинки называются «недельными» из-за группировки по 7 штук. Между «неделями» располагаются крестообразные шарики-разделители. Завершают круг «пригласительная» бусина и крест (Кельтский либо Сан-Дамианский). Такие четки в ходу у лютеран, протестантов-баптистов, пресвитерианцев, евангелистов и др. несектантских христиан.
В конце ХХ века шведские лютеране отличились личным изобретением – «жемчужинами жизни». Шведские четки выразительны и эффектны. В них восемнадцать зерен самых разных форм и материалов. Каждая бусина награждена своим смыслом и именем: тишина, ночь, любовь, Бог и т.д. «Жемчужины жизни» предназначены не столько для молитв, сколько для философских раздумий о высоком.

мусульманские четки — тасбих

2. Мусульманские (исламские) четки. По форме и строению эти четки подобны розарию, но не являются им. Исламский атрибут может иметь 99, 33 или 11 бусин. Но число элементов всегда будет кратно одиннадцати. Замыкает окружность особая продолговатая бусинка-привеска (имам). На конце четок располагается кисточка. Иногда каждые 33 зерна отделяет плоский рондель (нисан). Мусульманские четки имеют несколько названий-синонимов:
— субха (пречистый, раннее утро);
— тасбих (повторять, вспоминать, «плетка для шайтана»);
— мисбаха (излучающий свет).

буддийские четки

3. Буддийские четки имеют свое специфическое название, «мала» на санскрите и «тренба» в тибетском наречии. То есть «гирлянда». Традиционное число в буддизме – 108 – нашло свое отражение и в четках. Но существуют варианты из 32-х, 21-й и 18-ти зерен, а также 54-х и 27-ми (половина и четверть от 108-ми). Оканчиваются мала кисточкой из двух нитей, на каждой из которых нанизано определенное количество бусинок – два по шесть или два по одиннадцать. Буддисты – самые затейливые в выборе материалов для своих мала. Это дерево, плоды, семена, самоцветы, ракушки, кости, керамика, стекло, цветные металлы. Представители разных практик добавляют в четки свои характерные символы – зеркала, кинжалы, серпы, фигуры, бусины дзи.
Самые «суровые» по виду – тантрические четки . Их делают из костей животных или человека. Зерна выточены в форме дисков или черепов. Иногда черепа вырезаются из дерева. Нить-основа и кисточка в тантрических четках – красные. Такие четки нельзя выставлять напоказ, хранить их необходимо в укромном месте.
Самые «мирные» — кришнаитские четки джапа-мала . Деревянные бусины не нанесли вреда ни одному дереву. Они сделаны из опавшей древесины. Четки всегда находятся в шейном мешочке. Зерна четок перебираются «вслепую» рукой внутри мешка.
Самым внушительным размером выделяются китайские («молитвенные шары») и японские («шары памяти») четки. Преимущественно делаются из полудрагоценных камней. Иногда отличаются строением кисточки, когда один конец шнурка содержит 22, 13, 12 зерен, а другой полностью свободен. Примечательно, что у боевых монахов такие мала служили не только счетным, но и оборонительным целям.

4. Индуистские или брахманские четки.
Это прародители всех четок в мире. Джапа-мала, а именно так они называются, собраны из зерен рудракши в количестве 32-х или 64-х штук. Есть разновидность со 108-ю бусинами из дерева Туласи. На конце у четок – узел и две одинаковые кисти оранжевого цвета. Четки у брахманов – вещь культовая, отражающая идеи солнцепоклонничества.

5. Бахаистские четки встречаются в двух вариантах:
— круговое ожерелье из 95-ти бусин, 19 из которых отличаются формой, размером, либо отдельной низкой;
— линейные (не круговые) четки. Начинаются они пятью крупными бусинами, далее – бисерный переход к 19-ти малым. Заканчиваются кисточкой (сейид) с девятилучевой звездой – эмблемой вероучения бахаи.
Используются для 95-ти повторений Божьего имени.

Стоит отметить в настоящее время на Востоке также наблюдается некоторое смешение видов четок, когда джапа-мала выполняется в тибетском стиле или буддийские бусины заимствуют элементы джапа. Но, это уже не столь важно. Важнее та энергия, которую Мастер вложил в свое изделие и, которая впоследствии будет передана вместе с волшебными четками их будущему владельцу.

Четки это ожерелье из бусин, которые перебирают, повторяя мантры или мистические слоги. Они служат для подсчета числа произнесенных мантр и успокоения ума. Трудно сказать, когда и где они появились впервые.

Четки являются неотъемлемым атрибутом для многих религий. Они активно используются в христианстве, старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. Но в каждой религии на первый план выступает что-то свое. В буддизме - медитация, в исламе и христианстве - отсчет молитв и их наращивание. Кроме того, везде заложена и определенная философская концепция. Отсюда выбор определенного числа зерен. И форма часто имеет значение, и материал. Почему одни четки используют практики тантры, а другие - буддисты-миряне? Это что-то вроде древнего компьютера, в котором заложено несколько программ. Во-первых, программа самосовершенствования. Во-вторых, программа философского знания, понимания, осмысления мира. Есть и терапевтический аспект, успокаивающее действие четок.

Считается, что чётки пришли к нам из Индии; именно там были найдены самые древние, возраст которых насчитывает четыре тысячи лет. Христианские чётки появились примерно в IV веке нашей эры, в обиход их ввел, согласно летописям, святой Пахомий. Поначалу чётками пользовались неграмотные монахи, которые не могли молиться по книгам, чётки им были нужны для подсчета количества произнесенных молитв.

Существует несколько основных традиций изготовления четок, среди которых наиболее известными являются индуистско-буддистская, мусульманская и христианская. Можно предположить, что восточные традиции (индуистские, тантрические и буддистские) совершили путешествие на Запад, где были ассимилированы и стали частью христианских традиций.

В книге Трофимова С.А. «Чётки» (М., 2001) наиболее полно охарактеризованы их история и традиции. Сокращенный вариант данной книги можно найти в интернете http://ec-dejavu.ru/r/Rosary.html .

"Четки - учебник небесной философии; все книгохранилища мира за восемь тысяч лет могут быть заключены в восьми словах Иисусовой молитвы. Четки видимое делают невидимым, а невидимое - видимым. Четки это лестница, ведущая вниз и ввысь: вниз - вглубь сердца, где душа встречается сама с собой, а ввысь - к небу, где дух, не выходя из сердца, встречается с Богом. Четки мера любви человека к Богу.

Четки это черная роза, выросшая на одинокой могиле; она шепчет сердцу о неизбежной смерти и указывает, куда ведут и где кончаются все дороги мира. Четки утром говорят душе - спасайся, в полдень - трудись, вечером - кайся, ночью - бодрствуй. Узелки четок это лепестки цветка, которые расцветают друг за другом от прикосновения пальцев. Четки это бич в руке укротителя тигров, с которым он входит в сердце как в клетку зверя и укрощает страсти души. Четки это свирель, звуки которой слышат ангелы на небесах, а мертвые в могилах. Четки это губка, которая впитала в себя слезы преподобных и кровь мучеников.

В четках звучат стоны из снежной сибирской тайги и опаленных солнцем степей Казахстана. Четки - отвержение от мира ради Того, Кто выше мира. Четки это голоса из могил: «Не забывай нас! Мы нищие, мы просим хлеба у дверей живых». Четки это подвиги неведомых праведников, ради которых еще существует мир. Четки дышат тишиной Афона и запахом цветов Назарета. Четки это перо, которым писались патерики в уединенных келлиях и пещерах..." Размышления о четках


Для чего служат четки в современном понимании?

Что сделало их такими популярными, необходимыми и церковнослужителю, и человеку светскому? Почему живут они и поныне, несмотря на долгие годы гонения на церковь и ее атрибуты?

Главная причина здесь - благотворное влияние четок на самочувствие их владельца. Известно, что нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами. Поэтому простое перебирание четок снимает их утомление, успокаивает.

На этом свойстве был основан обычай, принятый в древнем Китае задолго до появления четок: перебирать в руках грецкие орехи. Знали об этом и в Японии. В знаменитом труде ученого Токухиро Намикоши «Шиацу - японская терапия надавливания пальцами» указывается, что даже простое потирание рук помогает успокоиться. Построенная на этом эффекте шиацу, стимулируя прилив крови к кончикам пальцев, к ладоням, способствует устойчивости, укрепляет здоровье.

Древнегреческий философ Анаксагор как-то заметил: "Рука у каждого человека... таит в себе чудодейственную силу излечения болезней".

Ученые Е. С. Вильховер и Г. В. Кушнир приводят в своих трудах схему связи пальцев с определенными внутренними органами. Так, первый («большой») палец связан с головным мозгом, второй (указательный) - с желудком, средний - с кишечником, четвертый (безымянный) - с печенью и пятый (мизинец) - с сердцем.

Изучив механизм взаимодействия, ученые, занимающиеся рефлексотерапией, применили его на практике. Известно, что воздействие на I и II пальцы дает облегчение при головной боли, облегчает дыхание, лечит некоторые заболевания органов дыхания.

Воздействие на III палец регулирует различные эмоциональные состояния, снимает депрессию, раздражение или гнев. Воздействие на IV палец повышает устойчивость организма к влияниям внешних факторов: магнитным бурям, перепадам атмосферного давления, иными словами, помогает в лечении метеопатии (так называются в медицине болезненные состояния, связанные с погодными явлениями).

Нервные окончания IV и V пальцев связаны с регулированием очень важной стороны жизнедеятельности - волевых качеств человека. А нервные окончания, расположенные на ладони, «управляют» деятельностью всех без исключения внутренних органов.

Вот теперь, зная всю «подоплеку» благотворного воздействия рефлексотерапии кончиков пальцев с помощью четок, легче понять феномен их «долгожительства». Оказывается, благодаря четкам, можно влиять на самые разнообразные стороны жизнедеятельности организма, корректировать нарушенные по тем или иным причинам физиологические функции, лечить ряд заболеваний, связанных с этим.

Еще одно благотворное воздействие четок связано и с ритмом их перебирания. Известно, что деятельность практически всех наших органов и систем подчиняется определенному ритму: вспомните сокращения сердца, легких... Попробуйте нарушить эту ритмичность, скажем, задержать дыхание! Что уж и говорить о работе сердца - здесь нарушение ритма может привести к трагическим последствиям.

Одним из эффективных способов восстановления нормальной работы внутренних органов - «навязанная» извне ритмичность. Вы замечали, что многие люди имеют привычку постукивать пальцами, покачивать ногой и т, п.? Причем делают это ритмично? Таким образом, они совершенно бессознательно регулируют ритмичность работы организма.

И вот что интересно - установлено, что нормальные ритмы функционирования различных внутренних органов взаимосвязаны, кратны друг другу и подчиняются определенным суточным ритмам.

При этом суточные ритмы, несмотря на свое название, связаны не только со временем суток, но и с лунным календарем, и с солнечной активностью, и со многими другими, еще не до конца исследованными внешними факторами. Вполне возможно, что, перебирая четки, мы инстинктивно стараемся добиться ритмической гармонии в условиях сиюминутного конкретного воздействия внешней среды на организм.

Четки к тому же незаменимы для тренировки чувствительности и профессиональной точности пальцев у хирургов, музыкантов, художников, программистов, кассиров, часовщиков... Вы перенесли травму кисти, перелом руки? Четки помогут быстрее разработать руку, восстановить подвижность.

Вам необходимо запомнить важную информацию, да не одну, да еще в определенной последовательности? Повторяйте ее про себя, перебирая при этом четки: усвоение будет более прочным, так как подкрепляется дополнительными мышечными «впечатлениями». Четки же и помогут извлечь заложенную информацию из «кладовой» вашей памяти.

А знакома вам такая ситуация: человек застенчивый, неуверенный в себе, во время беседы не знает, куда деть руки, что с ними делать. Такой собеседник и вас заражает нервозностью! А если предложить ему в этот момент четки? Человек успокоится, беседа пойдет приятно, легко.

С одинаковым положительным эффектом четками пользуются мужчины и женщины, старики и дети, независимо от религиозного выбора, гороскопа. Их можно держать в одной или обеих руках, перебирать или поглаживать зерна, вращать их вокруг нитки. Четки хорошо смотрятся, если их надеть на кисть руки или навить на запястье.

В настоящее время четки изготавливаются из стекла, металлов, керамики и пластмассы. Они красивы, отвлекают, но пользы от таких четок мало. Природные минералы недаром были выбраны нашими предками для изготовления четок, причем черного цвета - гагат и лидит. Эти минералы - носители иньской энергии. Своим черным цветом они действуют, как магнит, поглощая отрицательную энергию и "выводят" ее из организма. Этим обусловлен и целебный эффект четок. Ими можно нейтрализовать, рассеять отрицательные эмоции - гнев, обиду, ревность и прочее. Важно при работе с четками периодически их очищать, как и любой другой камень, стирать с них негативную энергию.

Человек с четками в руках возбуждает интерес, добавляет к своему облику некоторый романтический штрих. К тому же четки, привлекая внимание на себя, отвлекают его от возможных невыгодных деталей вашей внешности или костюма.

Четки должны быть постоянно с вами, они вам будут напоминать о духовной практике. Это — мощное орудие для управления умом. Это кнут, направляющий ум к сверхзнанию . Четки — большая дух овная ценность, чем золотое ожерелье, ибо они помогают в достижении духовных вершин. Недаром в тантрах говорится, что четки — это Девата, само Божество.

Четки следует содержать в чистоте, не беритесь за них, не омыв предварительно руки. Четки, на которых долго повторяют мантру, обладают магической силой, способной заживлять раны и исцелять болезни .

Если вы хотите использовать их в этом качестве, носите четки, надевая на кисть, на запястье, как браслет, навивая на палец. Их можно просто держать в руке, потряхивать, перебирать, поглаживать, струить из ладони в ладонь, вращать зерна вокруг нити...

Все полезно! И все эти манипуляции будут уместны дома, в гостях, на улице, в театре, на работе. Если к тону же четки подобраны в тон платью или костюму или по контрасту с ним - они послужат еще и украшением. Черные четки строги, изящны и всегда уместны к любому наряду независимо от возраста.

Функции чёток:

1 - счётное приспособление:

По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру на лестовке), становится проще отсчитывание большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больших чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.

2 - напоминание:

Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, соединённые в кольцо — о молитве непрерывной. Устройство чёток часто согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть зёрна чёток напоминают последовательность слов и (или) действий.

3 - задание ритма:

Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задается и поддерживается перебиранием чёток.

4 - сохранение концентрации:

Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно «возвращает» внимание верующего к молитве.

5 - символизм:

Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), и даже «лестницей в небо».

6 - отличительный знак:

По виду чёток могут делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, степень его подготовки.

7 - дидактическая и «вероучительная» функция:

Посредством чёток могут передаваться аспекты того или иного учения.

8 - лечение:

В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки может помочь при лечении болезней суставов.

9 - оружие:

Кроме символического значения «духовного оружия» против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.

10 - статус:

Чётки, применяемые вне религиозных целей, например, комболои, или плоские чётки-«болтухи» могут символизировать собой особый статус, «крутость» владельца.

11 - украшение

Во многих культурах используются плоские перекидные чётки :


Они представляют собой плоскую ленту, которая не соединена в кольцо, как это принято для классических четок. Данная линия состоит из небольшого числа прямоугольных пластинок. Перекидные четки обычно имеют 13 элементов - пластинок, но так же, возможен вариант с 8, 10 и 12 пластинками. Перекидные четки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони.

В брахманизме

В Индии чётки, как культовая принадлежность, существуют с незапамятных времен. И служат они для визуального изображения учения о круговороте бытия, состоящем в бесчисленном ряде перерождений. Все это созвучно с буддизмом. Но не стоит забывать,что буддизм вышел из недр, собственно, брахманизма.Так вот, чётки брахманов имеют существенное отличие от чёток тех же буддистов и тем более от чётокдругих религий. Много веков назад (приблизительно15 000 лет) только брахманы-жрецы имели право носить чётки. Причем, чётки имели черный цвет и назывались «рудракшас», то есть «Очи Рудры».

Брахманысоздали традицию изготовления чёток, взяв за основу изображения своих богов, а точнее ожерелий, которые были надеты на них. Эти ожерелья являлись не банальными украшениями, а символом почитания Солнца, которому приписывалась особая сверхъестественная сила. Брахманы отдавали себе отчёт в том, что они не боги, а уровнять себя с ними, значит погибнуть. Если боги могут себе позволить носить символ Солнца на своей груди, то брахманы, являясь жрецами культа Солнца, могут позволить себе носить тот же символ, но не на груди, а хотя бы на руке. А это уже избранность и принадлежность к высшему сословию; если боги карают брахманов, то брахманы могут карать нижестоящих на кастовой лестнице иерархии людей. Проповедуя культ Солнца, брахманы отметили, что Солнце, совершая годовой оборот, с каждым днем двигаясь слева направо и вперед, имеет различное положение относительно звезд, константно повторяющееся из года в год. Жрецы-брахманы вели свой аналогичный счёт движения Солнца относительно 12 планет, путем «перекатывания» зёрен на ручных чётках. А раз «наверху, также как и внизу», то микромир человека - это отраженная модель макромира Вселенной. Чётки, таким образом, отражают модель Солнца и его круговращения в Космосе, и являют собой религиозный символ поклонения.

В индуизме

Классические индийские четки называются мала и состоят из 108 бусин и еще одной — Сумеру. Последняя является символом духовной вершины мира, горы Меру, и одновременно опорной точкой при повторении молитв по четкам. Индуистские и буддистские мантры повторяются также с использованием сумирни — четок с меньшим количеством бусин. Это количество чаще всего кратно 108 (то есть 54 или 27 бусин).

В буддизме

Восточные страны, такие как Индия, Китай, Корея,Япония, Цейлон, Памир, Гималаи, Тибет, Монголия, Манчжурия, Средняя Азия и иже с ними, издревле считаютсярегионами, где чётки являются основным атрибутомбуддийской веры. Здесь чётки находятся в самом широком употреблении и разнообразном исполнении. Употребление чёток восходит здесь к седой древности. Появление буддизма - повременно появлению чёток,а само применение по назначению по аналогии приписывается основателю буддизма Сакья Муни Будде(Будда - Озаренный, Муни - Святой, Сакья - из родаСакья, в миру - Сиддхартха). Использование чёток описывается в разных буддийских источниках за 500 с лишним лет до Рождества Христова. Из индийских «Вед» известно, что Будд а чётки не изобретал, а только лишь ассимилировал под свою веру и идеологию из истоков буддизма-брахманизма.

Буддийские чётки традиционно насчитывают , 54, 27, 21 или 18 бусин (узелков). Известны с III века . Хрустальные чётки — один из атрибутов Авалокитешвары .

Количество зёрен в традиционных буддийских чётках равно 108. Это число является священным у буддистов, так как это установлено самим Буддой. Так же есть чётки, содержащие в себе и большее, и меньшее количество зёрен от ключевого числа 108. Это обусловлено, прежде всего, назначением конкретных чёток для конкретных целей применения. Например, чётки в 21 зерно посвящены культу богини Тары (женский эквивалент Архата в буддизме). Вообще, количество зёрен в буддийских чётках говорит о принадлежности к той или иной буддийской школе (Хинаяна, Махаяна, Тантра), а также о принадлежности к конкретному направлению, течению и даже секте в лоне буддизма.

В Христианстве


Чётки в христианстве появляются не позднее IV века. Считается, что начальной формой чёток была верёвка с навязанными узлами — так называемая «вервица». В различных источниках указываются разные личности, введшие чётки в христианскую практику. Чаще всего называется святой Пахомий. Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге. Чётки являются атрибутом в иконографии архангела Селафиила.

Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта - нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются - лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых "бабочек" (или иной вариант - "бобочек"). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев.

Вервица (уменьшительное от др.-русск. вьрвь, ст.-слав. врьвь — верёвка) — устаревшее и церковнославянское название чёток. В более узком смысле — узелковая разновидность чёток, традиционная для Православной церкви. Предание приписывает создание вервицы Василию Великому. Первоначально вервица не замыкалась в кольцо, а представляла собой верёвку с навязанными на ней 103 узлами для отсчитывания молитв неграмотными монахами. Также чтение определённого числа молитв по вервице заменяли при необходимости общее богослужение. Использование вервицы закреплено в Номоканоне (87-е правило).(Номоканон (греч. закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные.)

Церковнославянское слово «вервица» позже использовалось для обозначения чёток разного устройства: как ременных (типа современной лестовки старообрядцев (Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. «лествица», то есть лестница) — разновидность чёток для счёта молитв, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 «ступеней» (по-иному «бобочек»), разделённых на неравные группы.)), так и с нанизанными на нить зёрнами.

В то же время сохранилась традиция вязания чёток из нити или шнура особыми узлами. Традиционно вязанные чётки-вервица насчитывают 100 узлов, разделённых обычно на четверти (по 25) или декады (по 10) более крупными узлами или нанизанными разделителями. Также используются более мелкие вервицы — на 50, 33 (в виде браслета) и 10 (в виде кольца на палец) узлов. В келейной монашеской практике возможно использование длинных (по 1000 и более узлов) вервиц. Вязаная вервица, соединённая в кольцо обычно оканчивается кистью и/или крестом, образованным из нескольких узлов.

На Балканах род вязаных из овечьей шерсти чёток, по сути вервица, имеет особое наименование — брояница и служит одним из национальных символов.

Жизнь христианского подвижника — труд и молитва. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), — эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

В православии долгое время считалось, что четками могут пользоваться только монахи. Но сейчас четки делают при каждом монастыре и продают любому верующему. Хотя мирянам в принципе нельзя пользоваться четками; если уж они ими пользуются, то пусть хотя бы не делают этого в храме.

Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз — 50, 100, 200... за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки.

Современные четки — это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» — 50 или 100.

Так же в христианстве признаны четки, имеющие на нитке 33 зерна, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Они также изготавливаются из различных материалов и камней (за исключением серпентина - "камня змея-искусителя", по библейским представлениям).

Келейные четки монахов иногда содержат 1000.

Четки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся», затем вновь Иисусову молитву. По окончании положенного числа принято читать «Достойно есть». По четкам можно совершать и любые другие молитвы.

В древности на Руси четки имели другую форму -замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву.

Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника. Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах — достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки».

Роза́рий (лат. rosarium) — традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам; в переводе с латинского означает «венок из роз». Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии св. Доминику в 1214 г. Особую роль в распространении молитвы святого Розарии сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября)

Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста. Существуют также другие, менее распространенные разновидности.

Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям.

Во времена преследования католиков в Англии и Ирландии с 1540 по 1731 за ношение католической атрибутики можно было получить серьёзное наказание. Вследствие этого появлялись компактные, скрытые формы розариев, такие как ирландский розарий и кольцо-розарий для скрытого ношения.

Кольца-розарии также назывались солдатскими, потому что их часто брали с собой на битву солдаты. Данный тип представляет собой кольцо с десятью отметками и крестом, что означает одну декаду розария. Подобное кольцо носится, как правило, на указательном пальце правой руки и при работе чаще всего помещается на вторую фалангу пальца для обеспечения свободного вращения кольца. Также встречаются кольца-розарии, составленные из двух частей — собственно кольца и подвижной шины с отметками и крестом. Кольца такой конструкции удобнее в работе и не требуют снятия с первой фаланги при использовании.

Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый «францисканская корона», «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».

Чётки в исламе

Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха ), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:

  1. Намерение молитвы.
  2. Стояние на ногах.
  3. Произнесение слов «Аллах велик» (Алла ху акбар).
  4. Коленопреклонение.
  5. Падение ниц.
  6. Произнесение молитвы.
  7. Повторение имени Бога.
  8. Произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — пророк Его».
  9. Приветствие.
  10. Произнесение разных имен Аллаха (до 99 имен).
  11. Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом.

В отличие от христианских чёток вместо крестика, перед кисточкой, находится овальная удлиненная косточка (камушек). Она символизирует одно из главенствующих учений пророка Магомета - веру в Единого Бога.

Большие чётки (99 зёрен) зачастую составляются из двух нитей и в местах соединения образуют два узла по разные стороны друг от друга, на каждом из которых крепятся кисточки. Число 99 означает 99 имен (эпитетов) Аллаха и называются они «прекрасные имена», по-арабски - «ал-асма ал хусна». Например: «Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!» (Коран, 59:22-24).


Привески

К соединённым в кольцо чёткам часто привешивается какой-либо элемент. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды. Во многих традициях на свободных концах чёток оставлять несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток. Индуистские чётки чаще всего имеют два одинаковых свободных конца. Христианские чётки часто имеют в своём составе крест, медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.

2.

Православная вера – особенный дар народа, который он несет из поколения в поколение. Эту религию окружает множество тайн, традиций. Помимо классических предметов православия, таких как иконы, есть еще один важный православный оберег – четки. Данное изделие не имеет такого большого распространения, как мусульманские четки, однако имеет свою историю. Великолепные, изысканные четки ручной работы, несомненно, порадуют каждого православного человека, они обладают особенной силой, наделены особенным смыслом. Обращаясь к истории мы выяснили, что данный предмет имел специальное предназначение – он использовался для подсчета молитв во время служб. В настоящее время появилось и бытовое назначение – в качестве оберега, украшения, сувенира.

Внешний вид

Множество лет еще наши предки молились Богу с помощью такого изобретения как четки, которые были сделаны вручную. Маленькие бусы, зерна, нанизанные на нить, чередуются через десяток. С помощью них люди подсчитывают количество молитв, каждый верующий человек, имеет в своем арсенале четки. Четки сделаны в форме круга, он символизирует вечность. При молитве человек соединяться с нею. В кругу изделия, находится невероятно красивая кисть с крестом, которые напоминают человеку об исполнении заповедей Христовых. Количество бусин разное, начиная от десяти и до тысячи. Каждый десяток разделяется узелком.

Предназначение православных четок

Изначально можно подумать, что ряды шариков просто украшение, но это не так. Основная функция их ритуальная. Во время перебирания четок в руках, у человека образовывается хорошее настроение, духовное состояние, наступает покой и блаженство. Данное изобретение довольно хорошо влияет не только на руки и пальцы, но и на здоровье организма. Четки хорошо восстанавливают моторику пальцев после травм, помогают от боли, стабилизируют давление. Они палочка выручалочка для тех людей, которые очень чувствительные к магнитным бурям. Это отличный аксессуар для православного человека, который соблюдает традиции и умеет читать молитвы по четкам.

Кому дарить?

Православные четки можно подарить своим родным, близким, любимы людям. Качественные и по приемлемой цене можно приобрести на нашем сайте. Здесь большой выбор готовых изделий, которые сделаны вручную с соблюдением всех правил и моралей. Четки сделаны с таких материалов как: золото, дерево, кожа.

При выборе данного аксессуара руководствуемся несколькими правилами:

· предпочтение следует отдавать изделиям с крестом или иконкой, например такие варианты как « », «Божья матерь», «Дева Мария» и др.;

· не перепутайте с православными, здесь бусины чередуются через десяток;

· материал не столь важен, например, можно заказать недорогие , которые будут выглядеть весьма привлекательно;

· учитывайте личные предпочтения, в соответствии с ними можно заказать четки определенного вида и конфигурации.

Несут в себе веру, здоровье, энергию, которое начинается с наших пальцев. Подарком будет доволен каждый православный человек. Этот презент станет лучшим признанием в ваших искренних чувствах, он без слов выразит заботу, нежность, любовь, дружбу. Не нужно бояться дарить православные четки даже тем, кто не особо верит в бога. Ведь такое изделие является особенным помощником и оберегом во всех делах и начинаниях, оно оградит от бед, убережет от несчастий и поможет обрести удачу, успех, радость бытия, гармонию с миром, а также укрепит здоровье.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...