Ффн старшая группа конспекты занятий. Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с онр и ффнр на летний период - игры для развития речи - методические разработки - каталог статей - логопед дома. Индивидуальное корреционно-развивающее з

Разделы: Начальная школа

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

    Капают капли дождя,
    В ладошку поймаю их я.
    Какие из них попросить
    Помочь слова оживить?

  4. Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
  5. Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
  6. Дидактическая игра «Распутай слова».

    Вот так горе! Вот беда!
    Как запутались слова!
    Все они из трёх слогов
    Кто помочь словам готов?

    /БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

  7. Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

    машина, лисица, народ – МАЛИНА.
    ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
    колос, рота, ваза – КОРОВА

  8. Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
  2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
    МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
  3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
    КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
  4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  5. Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  6. Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  7. Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  8. Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов

Развитие фонематического анализа и синтеза.

  • Выделение звука на фоне слова.

Предлагаются следующие задания:

  1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
  2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
  3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
  4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
  5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А. На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.
  6. Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  7. При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
  • Выделение первого и последнего звука в слове.

Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

  1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
  2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    - Где ты живёшь? (в городе)
    - Где твоя машина? (в гараже)
    - На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    - Где остановились гости? (в гостинице)
    - Где напечатана статья? (в газете)
    - В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

  3. Д/у «Весёлые звуки».

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….(злился).

  4. По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  5. Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  6. Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  7. Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  8. Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
  • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
  1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
  2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
  3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
  4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
  5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
  6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
  7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).
    К
    К-К
    К-К-К
    К-К-К-К
    К-К-К-К-К

Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

1 - этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
  2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
  5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
  6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
  7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
  8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
  9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
  10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

  1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
  2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
  3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
  4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
    ПА- ПАР
    ПА- ПАРЫ
    ПА- ПАРАД
    ПА- ПАРУСА
    КО--КОТ
    КО--КОЗЫ
    КО--КОШКА
    КО-КОРОВА
  5. Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
  6. Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
  7. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
  8. «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  9. Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
  10. Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
  11. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
  • Развитие фонематического восприятия

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по плану:

  • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
  • Формирование умения определять наличие звука в слое.
  • Определение звука в слове.
  • Выделение слова с данным звуком из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1 .)

Список литературы:

1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие» .

Логопедическая тема: «Автоматизация звука Р в словах, предложениях, скороговорках».

Лексическая тема: «Море. Морские обитатели».

учитель- логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад "Теремок"

п. Коноша Архангельской области

Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи на основе интеграции в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной)

Коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие:

Коррекционно-воспитательные:

    автоматизировать звук Р в словах, предложениях, скороговорках;

    продолжать учить давать характеристику звука;

    продолжать учить составлять предложения;

    расширить знания детей об обитателях морских глубин;

    продолжать обучать элементам грамоты: учить делить слова на слоги; определять место заданного звука в слове.

    развивать фонематический слух;

    развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

    развивать логическое мышление, память, внимание.

    развивать наблюдательность;

    воспитывать у детей самоконтроль за речью;

    воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный файл Е. Железновой «Краб», цветопузырьковая колонна с рыбками, пособие «Улитка» на звук Р, указка с наклеенным осьминогом, разрезная картинка- пазл с изображением морских обитателей, игрушки и картинки: краб, камешки, ракушки, морские коньки, рыбки, ткань, емкость с песком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Слайд 1, 2. Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? Логопед: Какой прекрасный и загадочный подводный мир!

А хотели бы вы отправиться в морское путешествие? Почему?

2. Основная часть.

Постановка проблемной ситуации.

Что занимает большую часть поверхности земного шара?

На чем люди могут спуститься на морские глубины?

Каких обитателей морей ты знаешь?

Как называется окно в подводной лодке?

Что необходимо водолазу?

Логопед: На все вопросы вы ответили. Молодцы! Вы готовы к выходу в море.

Постановка правильного речевого дыхания

Логопед:При погружении на морские глубины люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений.

Вдох через нос. Выдох через рот.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка», «Грибок», «Качели».

Л: Ребята, а на чем мы отправимся в путешествие? (На корабле).

В слове корабль есть звук, который вы учите, какой? (Да, звук Р).

Итак, мы выходим в море.

Слайд 3. Характеристика звука Р.

Логопед: Дайте характеристику звуку [р]: согласный, звонкий, твердый.

Изучение нового материала с элементами театрализованной деятельности.

Слайд 4. Логопед: Вот мы с вами вышли в море и можем наблюдать обитателей морей и океанов.

Ребята, на чем мы опустимся на морское дно? (Ответы детей).

Л: Для исследования морских глубин был создан батискаф- специальный подводный аппарат.

Слайд 5. Логопед: Для того, чтобы водолазу покинуть подводную лодку, обязательно необходимо специальное снаряжение: гидрокостюм, ласты, маска и ….? (Баллоны с воздухом)

Л: Нужно надеть водолазные костюмы и сесть в батискаф. (Дети имитируют одевание водолазных костюмов).

Слайд 6. Кто из морских обитателей самый страшный хищник? Акула. Логопед: Акула -хищная рыба! Чем питаются хищники? Чем они могут быть опасны.

Слайд 7. Какие морские животные самые умные и добрые? (Дельфины.)

Логопед: Дельфины - млекопитающие, то есть они кормят своих детенышей молоком. Так же как люди.

Слайд 8. Логопед: Как вы думаете, почему рыба - пила получила такое название?

Слайд 9. Логопед: рыба- меч. в чем же сходство у этой рыбы с оружием?

Слайд 10. Рыба- молот.

Слайд 11. Логопед: рыба- игла. Назовите одинаковые признаки для этой рыбы и инструмента для шитья? Рыба - игла (какая?), а игла для шитья (какая?).

Морские обитатели весело играли в море, и мы сейчас с вами поиграем в «Морских животных».

Пальчиковая гимнастика «Морские животные»

Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.

Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх - вниз.

Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.

Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены

Логопед. Отгадайте загадку.

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног -

Вот и весь я…. Д: Осьминог.

Ребята, осьминог - дальний родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Осьминог умеет менять цвет - например, по песку пошел - желтый стал, в водоросли попал - зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Игра «Улитка». (Автоматизация звука в словах, зрительная гимнастика).

Логопед: Нужно пройти по улитке, правильно называя слова со звуком Р. (Логопед указкой на конце которой наклеен осьминог, вразнобой показывает на картинки, дети следят глазами за осьминогом и по очереди называют слова, расположенные на пособии «Улитка»).

Игровое упражнение «Узнай по контуру»

Логопед:а сейчас, мы опустимся на самое дно, там темно и исследуем его уже на ощупь. (Логопед приглашает детей к ткани, лежащей на столе. Под тканью в емкости с песком спрятаны обитатели и предметы морей и океанов — игрушки: ракушки, камешки, рыбка, массажный шарик-«морской еж»).Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, отыщите морских обитателей, попробуйте узнать. (Дети называют предмет, не вынимая рук из - под ткани, после ответа достают и проверяют правильность выполненного задания.)

Посмотрите какие красивые рыбки. (Включается цветопузырьковая колонна с рыбками).

Игровые упражнения:

«Сосчитай рыбок», Какого цвета рыбки», «Куда плывут рыбки».

Сколько всего рыбок? Какие рыбки плывут влево, вправо? Какая рыбка плывет выше, ниже всех? Есть ли одинаковые рыбки?

Логопед. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Слайд 12. Игра «Собери картинку из пазлов».

Л: Ребята, картинка попала в морской шторм и рассыпалась. Нужно собрать ее. Если вы правильно это сделаете, то узнаете, что на ней изображено. (На картинке: конек, краб, звезда, водоросли).

Повторение ранее изученного материала

Игра «Прохлопай слово». Слоговая структура слова.

Л: Отхлопайте в ладоши. Сколько слогов в слове. Вспомним правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов». (Дети выбирают слова, изображенные на собранной картинке и отхлопывают их).

Слайд 13. «Где звук?» (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Логопед:Посмотрите на картинки, почему на схемах под картинками закрашен квадрат?

Слайд 14. Логопед: Посмотрите внимательно на схемы, здесь есть какие - то ошибки?

Слайды 15-16. Логопед: в данных схемах нет ошибок? (Дети определяют позицию звука Р в словах).

Мы с вами узнали много нового, интересного, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ку».

Без чего не бывает моря? (без воды)

Какая самая большая рыба в море? (синий кит)

У кого рот на брюхе? (у акулы)

На каком коньке нельзя покататься? (на морском)

Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)

Родственник улитки? (осьминог)

Родственник рака? (краб)

Логопед: давайте поиграем «с крабом», краб проверит, кто правильно и четко сможет рассказать скороговорку про рака, которую мы выучили.

Упражнение «Слово на ладошке» (Дети стоят в кругу, рассказывают скороговорку, передавая каждое слово на ладошку друг другу).

Скороговорка: «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!».

(Проверка: если краб не упадет со стола, значит вы рассказали скороговорку без ошибок.)

Физминутка «Краб».

Л: давайте поиграем с крабом.(координация движений в соответствии с музыкой и текстом)

Марина Шарлаева
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН, в подготовительной группе детского сада «Звуки [с]-[с’]»

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН , в подготовительной группе детского сада .

Тема : Звуки С и Сь

Цели :

1. Закрепление правильного произношения и различение звуков .

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Упражнение в произнесении слов сложного звуко- слогового состава .

4. Звуко- слоговой анализ слова мост .

5. Словообразование и согласование с существительными

относительных прилагательных.

6. Развитие слухового внимания

7. Развитие мышления, внимания, активизация умственной

деятельности.

Оборудование :

1. Картинки с изображениями космического корабля, космонавтов, животных, продуктов питания.

2. Куклас элементами костюма «марсианки» .

3. Глобус.

4. Цветные символы звуков .

Речевой материал : звукоподражания , слоги, слова, стихотворения.

План занятия :

1. Организацонный момент.

2. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно .

4. Произношение звуков Си С* в словах и словосочетаниях.

5. Произношение звуков С и с* в предложениях.

6. Произношение звуков Си С* в стихотворении.

7. Итог занятия .

1. Организационный момент.

Л : Матвей, отгадай мою загадку :

«Светит, сверкает,

Всех согревает».Что это?

Р. Солнце.

Л : Как ласково называем его?

Р : Солнышко.

Л : Представь, что солнышко согревает твои руки, лицо, тебе приятно.

(расслабление) .

Подул холодный ветер, тебе стало холодно.

(напряжение) .

Опять засверкало солнышко.

(расслабление) .

2. Сообщение темы занятия .

Уточнение артикуляции и произношение звуков С и С* изолированно .

Л. Какой звук ты услышал в слове солнышко?

Л : Какой первый звук в слове сияет ?

Л : Какой из них мягкий согласный?

Произнеси твердый звук .

Оба эти звука-какие ?

Р : согласные.

Л : Сегодня мы с тобой отправимся в космическое путешествие, и повторим звуки Си С* .

3. Развитие фонематического восприятия.

Л : Матвей, слушай внимательно, я называю планеты, а ты выбирай на какую полетим :Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.

Р : На Марс.

Л : Кого мы можем там встретить?

Р : Марсиан.

Л : Как называют мужчину?

Р : Марсианин.

Л : А женщину?

Р : Марсианка.

Л : А кто мы?

Р : Земляне.

Л : Почему нас так называют?

Р : Мы живем на планете Земля.

Л : Кем мы будем в полете?

Р : Космонавтами, астронавтами.

4. Произношение слов сложного звуко- слогового состава .

Л : Матвей, откуда стартуют космические корабли?

Р : С космодрома.

Л :(логопед показывает глобус ) .

Это глобус. Вот наша страна. А вот Плесецк. Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда побыстрее добраться?

Р : На самолете.

Л : Приготовься, заведем моторы, полетели.

(круговые вращения руками, руки в сторона, сведение и разведение пальцев

Л : А вот и космодром. (выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома) .

Можно ли лететь в космос в нашей одежде? Что мы наденем?

Р : Скафандры.

Л : Матвей, ты в чем?

Р : В скафандре.

Л : Что такое скафандр?

Р : Космический костюм.

Л : Внимание! Приготовься к полету. 10,9,8.7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Закрой глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Открой глаза. Мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как ты понимаешь это слово?

Р : Нет веса. Нет притяжения. Там все летает.

Л : Покажи разные позы человека в состоянии невесомости.

Р :(ребенок показывает различные движения) .

Л : А сейчас посмотри в иллюминатор.

5. Произношение звуков С и С* в словосочетаниях.

Л : Возьми фотоаппарат, мы будем фотографировать Землю. Нам говорят, что нужно фотографировать. Лес, сосна. Что будем снимать?

Р : Сосновый лес, сосновые леса.

Л : Абрикосы, сад.

Р : Абрикосовый сад, Абрикосовые сады.

Л : Апельсин, сад.

Р : Апельсиновый сад, апельсиновые сады.

Л : Кокосы, роща.

Р : Кокосовые рощи.

Л : Слива, сад.

Р : Сливовые сады.

6. Звуковой анализ слова мост .

Л : Из центра управления получен сигнал : проверить одно место на реке Днепр. Расшифруй это ---м, о, с, т.

Р : Мост.

Л : Стукни столько раз, сколько звуков в слове .

(Обозначение звуков сигналами , уточнение последовательности и количества звуков ).

7. Произношение звуков С и С* в предложениях.

Л : А сейчас мы выходим на связь с Землей. Передай радиограмму из следующих слов :

Пролетать, Северный полюс, над

Р : Пролетаем над Северным полюсом.

Л : Видеть, караван, суда

Р : Видим караван судов.

Л : над, пролетать, пустыня

Р : Пролетаем над пустыней.

8. Произнесение звуков С и С* в стихах .

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

«Ах. Какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

(эмоциональное чтение стихотворения хором) .

9. Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Л : Вот мы и прилетели на Марс. (показ куклы) .

«Я марсианка Сусасея. Кто вы такие?»

Р : Мы земляне. Наша планета – Земля.

Л : «Интересно, какая она? Что есть на Земле?»

Как нам познакомить марсианку с Землей?

Давай пригласим ее в космический корабль. Покажем ей посуду.

Р : Это стакан, из него пьют сок.

Это солонка, в нее насыпают соль.

Это сковорода, в ней жарят мясо.

Это кастрюля, в ней варят.

Это сахарница, в нее насыпают сахар. (сухарница, соусник, масленка,

Салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос).

Л : Покажи ей продукты питания.

Р : Сосиски, мясо, колбаса,

Сметана, масло, сметана, сыр,

Салат, чеснок, капуста,

Апельсин, слива, персик,

Л : Матвей, расскажи Сусасеи о природе Земли. Какие звери живут на Земле?

Р : (рассматривание картинок) .

Дикие- слон, лось, носорог, рысь, лиса.

Домашние- свинья, гусь, собака

Птицы- сова, клест, скворец

Л : Нашей гостье очень понравился твой рассказ.

Оставим ей что –то на память. Давай подарим ей лису.

(Выкладывание из цветных кружочков схему слова лиса) .

Л : Нам пора прощаться. Мы возвращаемся домой.

10. Итог занятия .

Л : Какие звуки мы повторяли сегодня?

Р : Звук С и С* .

Чтение скороговорок :

У Сани нос в сметане.

В сундуке на судно

Несут посуду.

Л : Матвей, ты очень хорошо занимался. Дома нарисуй предметы в названии которых есть звуки С и С* , а потом мне покажешь.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Ш] в словах» «Автоматизация звука Ш в словах». Цель: Ребенок научится произносить звук Ш в середине слова. Задачи: закрепить произношение звука Ш в.

«Грибы». Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР. Тема: «Грибы». Задачи: -формирование слоговой структуры.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе

Тема : Автоматизация звука «л» в словах, предложениях, связной речи

Цели:

    автоматизация звука «л» в словах, предложениях, связной речи.

    развитие общей и артикуляционной моторики

    развитие просодической стороны речи

    развитие фонематического слуха и восприятия.

    воспитание самоконтроля за речью детей.

    развитие наблюдательности.

    воспитание любви к природе, спорту.

1. Развитие мелкой моторики .

Сделали «окошечко».

Выглянули в окошечко

Осень! Холодно!

Наденем перчаточки,

Пальчики поздоровались

Решили поиграть в прятки.

Убежали. Спрятались.

2. Массаж

3. Работа над просодической стороной речи .

«Игры для Тигры».

4. Артикуляционная гимнастика для звуков Л – Р.

«Качели»

Мы качались на качели,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Язычок, не ленись!

Подбородок доставай

И про нас не забывай!

«Стрелочка»

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперёд.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стрелку будем выполнять.

«Маляр»

Давайте покрасим скорей потолок!

Назад и вперёд, назад и вперёд!

5. Гимнастика язычка. (Тигра)

6. Звук «Л» в словах

Назови картинки. На каком месте находится звук.

Назови животного.

Назови школьные принадлежности.

Назови инструменты.

7. Звук «Л» в предложениях .

Дидактическая игра «Один – много».

Назови цветы.

Давай составим предложение.

Лала нашла ландыши.

7.1Какие виды спорта ты знаешь со звуком «Л»? (Футбол, лыжи).

«Рифмушка»

Футбол – гол (сочини маленькое стихотворение с этой рифмой)

Я играл сейчас в футбол

И забил случайно гол.

Что нужно лыжнику? (лыжня, лыжи, лыжная палка).

9. Закрепление звука «Л» в тексте.

Наступила долгожданная зима. Пушистый снег хлопьями падает на луга. Солнечные дни редки. В субботу состоялся массовый пробег на лыжах. Наш класс пошел на лыжню. Первым пришел Аллан. На финише его ждали Изабелла и Володя. А Лала отстала, у неё сломалась лыжная палка.

А можно кататься на лыжах не только зимой.

Послушай стихотворение.

Смелый лыжник улыбался:

Плыл на лыжах и смеялся!

Как же он на лыжах плыл?

Это водный лыжник был!

Выучить это стихотворение дома.

Смелый лыжник улыбался:

Плыл на лыжах и смеялся!

Как же он на лыжах плыл?

Это водный лыжник был!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Солнышко»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

для ребёнка старшего дошкольного возраста с ФФН

Тема: «Поможем звукам [C] и [ Ш ]» (дифференциация [С] - [Ш] в словах)

Составила:

учитель – логопед

О. А. Кустова

Тамбовская область, р. п. Мордово

Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С] - [Ш] в словах.

Задачи :

- коррекционно - образовательная : закрепить знания о звуках [С] - [Ш], их правильной артикуляции;

- коррекционно - развивающие: развивать фонематического слуха, мелкую моторику, внимания и мышления; развивать умение заменять существительные местоимениями, указывающими на род предметов;

- коррекционно - воспитательная: формировать контроля за собственной речью.

Оборудование: 6 разрезных картинок (свеча, стул, скакалка, шапка, шарф, шарик), палочка с кругом; счётные палочки; плоскостная фигура поезда, картинки с пассажирами, в названиях которых звуки С и Ш; игра «Он – она – оно – они»; магнитная доска с изображением двух домов (на крыше одного картинка – суслик, а на крыше другого картинка – змея), картинки на магнитах с изображением жильцов, в названиях которых есть звуки С и Ш; три домика из блочного конструктора; раскраски с изображением букв С и Ш.

Ход занятия .

1. Организационный момент .

Учитель - логопед и ребёнок располагаются за столом.

В стране звуков сегодня что – то произошло. В беду попали два звука. Ты хочешь узнать, каким звукам нужно помочь? (ответ ребёнка) Для того чтобы это узнать нужно выполнить задание.

Игра «Найди половинку». Ребёнок складывает картинки, называет получившиеся предметы (шапка, шарф, шарик, свеча, стул, скакалка)

2. Введение в тему занятия .

Молодец, назови какие первые звуки в этих словах (С и Ш) . Да, верно, как ты уже догадался в беду попали звуки С и Ш. Я предлагаю отправится на помощь этим звукам, согласен? (ответ ребёнка) . Но для того чтобы помочь этим звукам, сначала надо вспомнить, что ты о них знаешь.

3. Анализ артикуляции звуков [С] - [Ш].

Твой ротик – это домик где живут разные звуки. В нём два этажа, первый этаж – это нижние зубы, второй этаж – верхние зубы. Скажи, за какими зубками, на каком этаже живёт звук [C] (ответ ребёнка). За какими зубками живёт звук [ Ш] ? (За верхними). Значит звук [Ш] живёт на каком этаже?(На втором этаже).

4. Основная часть

Давай, мы потренируем твой язычок. Смотри, какая у меня палочка, как дирижер управляет с помощью палочки оркестром, так и я с помощью этой палочки буду управлять твоим язычком. Как только я покажу палочку кружочком вверх, ты будешь произносить, какой звук? (Звук Ш) . Если я опушу кружок вниз, то ты произносишь, какой звук? (Звук С) . Итак, будь внимательным. Игра проводится 20 – 30 секунд .

Твой язычок стал послушным? (Ответ ребёнка) . Внимательно меня послушай и повтори: чок - чок – чок, стал послушным язычок (ребёнок повторяет чистоговорку) . Вот теперь мы смело можем отправиться на помощь попавшим в беду звукам.

Учитель - логопед и ребёнок встают из – за стола.

Страна звуков волшебная и попасть в неё нам тоже поможет волшебство. Давай закроём глаза. Вокруг себя ты повернись и в стране звуков окажись.

Логопед и ребёнок подходят к столу .

В стране звуков от одной станции к другой движется волшебный поезд. Едет он по железной дороге. Но посмотри, что, же здесь произошло? (Сломаны рельсы). Давай отремонтируем испорченный участок железной дороги.

Ребёнок из счётных палочек выкладывает железную дорогу.

- Молодец, теперь дорога в порядке. Только, смотри, вагоны поезда пусты, а пассажиры стоят на станции и не знают, в какой вагон им нужно сесть. Помоги им выбрать нужный вагон. В первом и во втором вагонах поедут пассажиры, в названиях которых есть звук [C], а в третьем и четвёртом, те, в названиях которых слышится звук [Ш] (ребёнок выполняет задание, логопед контролирует и при необходимости помогает) .

Пассажиры разместились по местам, на станции остался, только один медведь, его зовут Саша. В его имени слышится и звук [С] и звук [Ш] Как, ты думаешь, куда его нужно поместить, кем он будет? (Он будет машинистом) . Мы помогли пассажиром на этом станции, отправимся на следующую, там тоже нужна помощь. Поезд увёз пассажиров, а мы отправимся пешком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем весело шагать,

Будем весело шагать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Руки вверх, руки вниз,

И станции мы добрались.

Движения в соответствии с текстом.

Логопед обращает внимание ребёнка на вторую станцию.

Пассажиры на этой станции просят помочь им разместиться по домикам. В первом домике должны быть те жильцы и предметы, про которые мы можем сказать «она», во втором – те, которые можем назвать словом «он», в третьем, те о чём можем сказать - «они», а в последнем домике размести, то о чём можно сказать «оно». Ребёнок размещает картинки по домикам.

Молодец. Смотри, эти пассажиры вышли на своей станции, но тоже не могут понять, кто в каком из этих домов будет жить. Смотри на крыше этого домика кто? (Змея) . Что она умеет делать? (Змея умеет шипеть) . Да, змея шипит, [Ш] её любимый звук, значит в этом домике будут жить те жильцы, в названиях которых есть звук [Ш]. На крыше этого дома изображён кто? (C услик) . Какой любимый звук у него? (Ответ ребёнка ). Суслик у нас дружит со звуком [С], значит, кого мы поселим в его домик? (Жильцов в названиях, которых есть звук [С]). Ребёнок называет жильцов, определяет, какой звук есть в название, и помещает картинки в нужный домик.

Молодец, вот мы и помогли навести порядок в стране звуков. Нам пора возвращаться в детский сад. Давай закроем глаза. Вокруг себя мы повернулись, и в детский садик свой вернулись.

5. Итог занятия .

Мы сегодня с тобой в стране звуков побывали, скажи каким же звукам мы помогали? (ответы ребенка) Что тебе больше всего понравилось делать? (ответы ребёнка) Ты сегодня большой молодец, помог звукам [С] - [Ш] и по настоящему с ними подружился. Звуки благодарят тебя за помощь и приготовили для тебя сюрприз - свои портреты. (Раскраски с изображением букв С и Ш).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...