Страхи у подростков

Пост обновлен июль 4

Подростковый возраст характеризуется преимущественно социальной направленностью. Развивается и формируется самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток делает шаг в мир взрослых, одной ногой еще оставаясь в детстве. А.И. Захаров в своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» пишет, что если в младшем подростковом возрасте преобладают природные страхи, то эти страхи уменьшаются, а социальные страхи увеличиваются с максимальным нарастанием в 15 лет. У подростков повышается чувствительность в сфере межличностных взаимоотношений и нарастает тревожность и социальные страхи. Девочки оказываются более боязливыми и тревожными. «Неустойчивая подростковая психика жадно выхватывает из контекста окружающей жизни предусмотрительно предложенные обществом пугалки смерть, болезни, нищета, боль, жестокость, маньяки, насильники, кризис, война, мафия, изоляция, осуждение невозможность добиться успеха, уродство, непривлекательность...). Пугалок много. Едва ли не каждое десятилетие создает новых монстров и реконструирует старых. И они в разное время по-разному прорастают в сознании взрослеющих детей» (Захаров А.,1995). Подростки тщательно скрывают свои страхи. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности уверенности в ближайшем социальном окружении. Таким образом, подростковая проблема «быть собой среди других» оборачивается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего «я» и уходом от реальной действительности. Важно оказывать как минимум моральную поддержку, принимая ребенка, находясь на его стороне, вселяя уверенность, поддерживая в начинаниях и, помогая реализовывать увлечения и интересы. Помним, что формируется самоуважение, самооценка, уверенность в себе.

2017. Эриксоновский гипноз, эмоционально-образная терапия, сказкотерапия, ИНП, психотерапия.

Бирюкова Светлана - гипнолог, психотерапевт, тренер, сказкотерапевт.