Ошибки мышления школы Беков

Пост обновлен март 17

Интересный список типичных ошибок мышления школы Беков


1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле «все или ничего»). Представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое/хорошее). Отказ от оценки в континууме. Пример: "Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник", "Все или ничего", "Гулять, так гулять".


2. Катастрофизация (негативные предсказания). Предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов или вообще каких-либо других исходов. Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать", когда порванный утром чулок может обернуться предсказанием апокалипсиса.


3. Обесценивание позитивного - успеху, позитивному опыту и поступкам не придается значения. Причем это касается как оценивания себя, так и окружающих. Пример, "Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что я способный, мне просто повезло".


4. Эмоциональное обоснование - убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы чувствуете (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного. Пример, "Я знаю, что мне многое удается на работе, но по-прежнему чувствую себя неудачником".


5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками себя или окружающих без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам. Пример, "Я неудачник", "Он зануда", "Все богатые - высокомерные".


6. Магнификация/минимизация - оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного. Пример, "Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка “отлично” не означает, что я умный".


7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование). Безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий. Пример, "Один плохой результат по тесту (наряду с несколькими хорошими) свидетельствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться".


8. Чтение мыслей. Уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности. Пример, "Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".


9. Сверхгенерализация - формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации. Пример: "Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече, я не умею знакомиться с людьми".


10. Персонализация - представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих. Пример, "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так".


11. Долженствование (мышление в стиле «должен») - наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример, "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".


12. Туннельное мышление: акцент на негативных сторонах ситуации. Пример, "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".

2017. Эриксоновский гипноз, эмоционально-образная терапия, сказкотерапия, ИНП, психотерапия.

Бирюкова Светлана - гипнолог, психотерапевт, тренер, сказкотерапевт.