Кризисы идентичности по Э. Эриксону

Кризисы идентичности от рождения до смерти

Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы по Э. Эриксону - поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

От рождения до 1 года — ранее младенчество

Формируется базовое доверие или недоверие. Главную роль в жизни играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка форми­руется "базовое доверие к миру". Динамика развития доверия зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, отсутствие надежды. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития.

От 1 года до 3-х лет — позднее младенчество

Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка, он начинает ходить, контролировать сфинктеры, приучается к опрятности и гигиене. Социальное неодобрение от­крывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автоно­мии и стыда.

От 3-х лет до 6 — раннее детство

У ребенка возникает убеждение, что он уже личность. В игре формируется инициативность и предпри­имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замедляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

От 6-ти лет до 12 — среднее детство

Возможности развития в рамках семьи исчерпаны, ребенок овладевает знаниями и новыми навыка­ми в школе. Он спокоен и верит в свои силы, но школьные неудачи приводят к появлению или закреплению чувства своей неполноцен­ности, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь руга­ют и наказывают за плохую учебу, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.

От 12-ти до 20 лет — отрочество и юность

В этот период окончательно формируется "эго-идентичность". Бурный рост и половое созревание создают озабоченность тем, как он выглядит перед другими. Возникает не­обходимость профессионального самоопределения. Если на ран­них стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своих силах, то подросток легко на­ходит свое "Я", признание окружающих. В противном случае про­исходит диффузия идентичности, он не может найти свое "Я", не осознает целей и желаний, регрессирует к инфантильным, ижди­венческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги и одиночества. Появляется страх общения, особенно с про­тивоположным полом.

От 20-ти до 25 лет — ранняя взрослость

В этот период актуален поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, сотрудничества, ин­тимности с определенными окружающими людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замы­кается, закрепляется изоляция и одиночество.

От 25-ти до 65 лет — средняя взрослость

Дальнейшее развитие идентич­ности — идет воздействие со стороны других людей, особенно детей. Они подтверждают, что ты им нужен. Есть любимый труд, есть на кого излить свое "Я". В противном случае — опустошенность, зас­той и косность, психологический и физиологический регресс.

От 65-ти лет и далее — поздняя взрослость

Создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, переосмысления всей жизни. Человек должен понять, что жизнь — это неповторимая судьба и ее надо "принять" такой, какая она есть. Если "принятия себя и жизни" не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно и зря.


2017. Эриксоновский гипноз, эмоционально-образная терапия, сказкотерапия, ИНП, психотерапия.

Бирюкова Светлана - гипнолог, психотерапевт, тренер, сказкотерапевт.