Кризисы идентичности по Э. Эриксону

Кризисы идентичности от рождения до смерти

Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы по Э. Эриксону - поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

От рождения до 1 года — ранее младенчество

Формируется базовое доверие или недоверие. Главную роль в жизни играет мать (кормит, ухаживает, ласкает), в результате у ребенка форми­руется "базовое доверие к миру". Динамика развития доверия зависит от матери. Если мать тревожна и невротична или ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в детском доме), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, отсутствие надежды. Эмоциональная депривация приводит и к резкому замедлению психического развития.

От 1 года до 3-х лет — позднее младенчество

Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка, он начинает ходить, контролировать сфинктеры, приучается к опрятности и гигиене. Социальное неодобрение от­крывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыд. В конце стадии должно быть равновесие автоно­мии и стыда.

От 3-х лет до 6 — раннее детство

У ребенка возникает убеждение, что он уже личность. В игре формируется инициативность и предпри­имчивость. Если родители сильно подавляют ребенка, то это замедляет формирование инициативности, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

От 6-ти лет до 12 — среднее детство<