«Закон Яровой» – что это простыми словами? Госдума приняла «закон Яровой» — поправки о хранении данных и раскрытии ключей шифрования остались Закон о хранении информации сотовых операторов

  • Сколько организаций тестируют решения SD-WAN?
  • Можно ли повысить гибкость бизнеса без ущерба для безопасности сети?
  • Как приоритизировать бизнес-трафик в режиме реального времени?
  • Удастся ли сэкономить благодаря решениям SD-WAN?

Как интернет вещей и BYOD изменили управление доступом к сети?

  • Количество ИВ-устройств достигнет 55 млрд к 2025 г.
  • В 53% компаний за последний год увеличилось число зараженных конечных точек
  • 63% компаний не могут контролировать мобильные устройства вне корпоративной сети
  • Численность BYOD-работников достигла 1,76 млрд

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать бесплатно электронную книгу прямо сейчас.

Власти разъяснили «закон Яровой» для сайтов: Хранить содержимое сообщений придется максимальный срок

6879

29.06.2018, Пт, 09:27, Мск , Текст: Игорь Королев

Правительство утвердило требования к организаторам распространения информации в интернете относительно хранения содержимого переписки их пользователей. Хранить переписку придется полгода – срок, максимально отведенный «законом Яровой».

Правительство уточнило требования «закона Яровой» к интернет-компаниям

Правительство России утвердило правила хранения организаторами распространения информации в сети интернет (ОРИ) содержимого сообщений пользователей. Документ является подзаконным актом к Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в соответствии с которым с 1 июля 2018 г. ОРИ должны будут хранить содержимое переписок своих пользователей.

Что такое ОРИ

Термин ОРИ был введен в законодательство в 2014 г, когда был принят разработанный при участии сенатора Ирины Яровой пакет «антитеррористических поправок». Под ОРИ подразумеваются сайты и сервисы, которые позволяют общаться пользователям сети интернет, за исключением сайтов для личных и семейных нужд.

Первоначально закон требовал от них хранить на территории России данные о совершаемых российскими пользователями действиями в течение полугода. Тогда же было принято постановление правительства, детализирующее требования к хранению информации.

Было установлено, что российскими пользователями являются пользователи, авторизующиеся с территории России, зарегистрировавшиеся с территории России либо зарегистрировавшиеся с помощью российских идентификаторов (паспортов, номеров сотовых телефонов и т.д.). Также российские правоохранительные органы могут сами сообщить ОРИ, каких пользователей стоит считать российскими.

По требованию Правительства интернет-компании должны хранить
переписку пользователей полгода – срок, максимально отведенный «законом Яровой»

ОРИ должны хранить и передавать российским правоохранительным органам регистрационные данные о российских пользователях, информацию о фактах их авторизации, переданными и полученными ими сообщениях, оказанных им платных услугах и осуществленных платежах.

Требования о хранении содержимого сообщений

В 2016 г. был принят новый антитеррористический пакет законопроектов, соавтором которого также выступила Ирина Яровая. Документ получил неформальное название «закон Яровой». Согласно нему, ОРИ должны хранить данные о переписке российских пользователей уже в течение года. Также в течение до полугода должно храниться и содержимое самих сообщений.

Речь идет обо всех видах сообщений: текстовых, фото, видео, изображениях, звуках и т.д. Норма о хранении содержимого сообщений является наиболее дорогостоящей для ОРИ и крупные российские интернет-компании выступали против ее принятия. В итоге в законе было прописано, что данная норма вступит в силу только с 1 июля 2018 г., а правительство установит требования к объемам и срокам хранения.

Кроме того, в случае применения ОРИ технологии обмена ключей для шифрования сообщений между пользователями закон обязал предоставлять спецслужбам ключи для дешифровки таких сообщений.

Власти не стали смягчать требования «закона Яровой» для интернет-компаний

Нынешнее постановление правительства конкретизирует требования к ОРИ по хранению содержимого сообщений. Правительство решило не смягчать требований к ОРИ и обязало их хранить сообщения пользователей максимально отведенный законом срок: полгода. Понятие российского пользовател осталось таким же, каким было в постановлении правительства от 2014 г.

«Постановление правительства содержит максимально отведенный законом срок хранения содержимого переписки, но не содержит максимального объема емкости, которое следует выделить для этих целей, - отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян . - Поскольку ОРИ могут признаны практически любые интернет-сайты, реализация данных требований потребует больших затрат, которые будут непосильтными как для небольших интернет-ресурсов, так и для крупных интернет-компаний. При этом по-прежнему не ясно, каким образом следует хранить сведения, содержащие тайну, персональные данные, объекты авторского права и т.д.»

Отметим, что «антитеррористический пакет» законопроектов от 2016 г. ввел похожие требования и к операторам связи. Они должны хранить сведения о переданных их абонентами сообщений в течение трех лет, а содержимое самих сообщений - сроком до полугода. Норма о хранении содержимого сообщений операторов связи также вступает в силу с 1 июля 2018 г., а требования к ней должны были быть прописаны в отдельном постановлении правительства.

Это постановление правительства вышло весной 2018 г. Телефонный трафик следует хранить в течение полугода. А вот в случае с трафиком передачи данных правительство пошло на компромисс.

Его надо будет хранить с 1 октября 2018 г. Оператор связи должен будет выделить емкости для хранения такого трафика и сдать соответствующую систему Роскомнадзору и ФСБ. Объем емкости должен будет соответствовать объему, необходимую для хранения оператором трафика своих абонентов за месяц, предшествующей сдачи им своей системы. Каждый год в течение последующих пяти лет объем емкости будет увеличиваться на 15%.

Как наказать ОРИ за невыполнения российских законов

Между тем, если деятельность операторов связи является лицензируемой, то регулировать работу ОРИ сложнее. Реестр ОРИ Роскомнадзор завел осенью 2014 г., но первое время в него включались только российские сервисы. За отказ регистрироваться в реестре ОРИ закон предусматривает наказание в виде блокировки доступа к ресурсу с территории России, но первое время Роскомнадзор не наказывал иностранные площадки за игнорирование требований к Реестру ОРИ.

Первые иностранные сервисы стали включаться в Реестр ОРИ в начале 2017 г. Тогда же были заблокированы первые зарубежные сервисы, которые в этот Реестр не вступили. В то же время Роскомнадзор не применял никаких санкций по отношению к таким крупным сервисам, как Facebook, Twitter, WhatsApp, Viber, Skype и т.д, хотя в Реестре ОРИ их нет.

Наиболее громкой стала история с Telegram. В 2017 г. глава Роскомнадзора Александр Жаров предупредил его о блокировке. После этого создатель Telegram Павел Дуров согласился зарегистрироваться в Реестре ОРИ, однако заверил, что доступа к переписке пользователей он давать не будет.

Затем ФСБ затребовала от Telegram ключи для дешифровки сообщений ряда его пользователей. В связи с отказом от выполнения этого требования этой весной Роскомнадзор начал блокировку Telegram. Впрочем, самому мессенджеру удается блокировку обходить.

Руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк отмечает, что до сих пор Реестр ОРИ работал непрозрачно. «Скорее всего, так и будет продолжаться, а все истории с получением данных пользователей будут решаться по «телефонному праву», - говорит Козлюк. - В этой связи показательна история со швейцарским мессенджером Threema: Роскомнадзор включил его в Реестр ОРИ, но сам сервис заявил, что законодательство Швейцарии в принципе не позволит ему передавать данные о своих пользователях».

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.

Что предписывает «закон Яровой»

Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.

В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило п​остановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.

Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.

По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.

Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.

По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».

Дорогая скорость

В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.

По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.​

Законопослушные иностранцы

Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.

В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.

Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.

Персональные данные - это сведения о том или ином физическом лице. Эту информацию пользователи вводят на различных интернет-серверах ежедневно. В 2015 году подписан закон о хранении персональных данных. Согласно этому акту информация о гражданах РФ может храниться лишь на территории России. Что это значит? И чем грозит несоблюдение

Предыстория

Еще в далеком 2006 году был принят ФЗ о персональных данных, призванный регулировать специфические отношения физических лиц с так называемыми операторами. Целью его было обеспечить защиту пользователей интернета от нежелаемой обработки и передачи личных данных третьему лицу.

Оператор - это понятие довольно широкое. Им может быть и государственный орган, и юридическое лицо, и физическое. Оператор - это тот, кто в каких-либо целях вносит личные данные о человеке в свою базу. Он, разумеется, не имеет права разглашать данные и использовать их в целях, которые неизвестны тому, кто их предоставил. Такие действия неэтичны, а последние десять лет они являются также и незаконными.

С 1 сентября 2015 года, после того как был подписан закон о хранении персональных данных на территории России, оператор больше не вправе пользоваться в своей работе иностранными серверами. Для того чтобы понять, кого в первую очередь касаются подобные изменения и какое они влияние оказывают, следует разобраться с основными понятиями.

Персональные данные

Существует ошибочное мнение, что это понятие означает информацию, которая содержится в паспорте и других важных документах. В действительности персональными данными являются различные сведения о человеке. Это не обязательно может быть номер или Такими данными являются имя, фамилия, дата рождения, адрес электронной почты. Таким образом, если владелец бизнеса создает корпоративный сайт, содержащий форму для регистрации посетителей, он становится оператором персональных данных. Пользоваться он полученной информацией может лишь для осуществления той деятельности, о которой известно тем, кто ее предоставил. Разглашение персональных данных предполагает административную или уголовную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Конфиденциальность информации

Распространять данные о человеке оператор может лишь с его согласия. Подобные действия неправомерны. Неразглашение персональных данных - важное условие обработки информации. Основные ее принципы содержатся во второй главе закона. Распространять оператор имеет право только те сведения, которые содержатся в общедоступных источниках, например - адресных и телефонных книгах.

Персональные данные можно разделить на общие, биометрические и специальные. Общие содержатся в паспорте, дипломе, военном билете, трудовой книжке. К специальным относится информация о расовой, религиозной, политической принадлежности.

Биометрические данные - это биологические и физиологические особенности человека. К ним же и относятся фото и видеозаписи. Таким образом, передачу подобных файлов третьему лицу можно идентифицировать как разглашение личных данных. Исключением являются групповые фотографии.

Обработка

В встречаются словосочетания, смысл которых может быть не всегда ясен. Одно из них - обработка персональных данных. Под этим термином понимают действия, которые оператор производит над полученной информацией, а именно персональными данными. Он их накапливает, хранит, уточняет, использует, обезличивает, блокирует и уничтожает. На все это оператор имеет право. Преступает закон он лишь тогда, когда происходит разглашение персональных данных, то есть передача личной информации третьему лицу.

С 1 сентября 2015 г. введены существенные ограничения в этой сфере деятельности. Закон о хранении персональных данных не позволяет, например, владельцу интернет-сайта хранить полученные данные на иностранных серверах. Даже если он пользуется ими исключительно в благих целях.

Обезличивание

Это действие производится для того, чтобы скрыть принадлежность персональных данных того или иного человека (в законодательном акте он именуется субъектом). Это своего рода защита персональных данных. Способов обезличивания существует несколько:

  • замена части информации;
  • замена цифровых данных:
  • сокращение сведений;
  • распределение сведений на разных серверах.

Субъект

Человек вправе получить доступ к своим персональным данным. Права субъекта персональных данных предполагают возможность физического лица, чьи данные хранятся в базе, требовать от оператора, чтобы он их уточнил, изменил, при необходимости уничтожил. Каждый человек вправе требовать предоставление сведений в том случае, если они не содержат данных других субъектов.

Другие понятия

Все данные о человеке хранятся в базах. С помощью определенных средств они обрабатываются и используются оператором. Эта технология называется информационной системой персональных данных. Ею сегодня пользуются все, начиная от мелких коммерсантов, заканчивая государственными исполнительными органами. На них же и возложена защита персональных данных. Контроль соблюдения требований, предусмотренных законодательством, осуществляют Роскомнадзор, ФСБ и ФСТЭК.

Трансграничная передача данных - это передача информации физическому или юридическому лицу иностранного государства.

ФЗ о персональных данных обеспечивает неприкосновенность физического лица, его семейной и личной жизни. Новый закон преследует те же цели, однако создает определенные неудобства для многих операторов.

Хранение данных на территории России

В своей деятельности каждый оператор должен теперь использовать только те базы данных, которые хранятся на территории России. Для чего созданы такие ограничения? Закон, о котором говорилось выше, затрагивает прежде всего безопасность персональных данных. Но ничего не говорится о сфере его действия.

Все области деятельности на территории России должны осуществляться с соблюдением Законодательства РФ. Однако во Всемирной сети любые действия имеют трансграничный и виртуальный характер, что осложняет контроль над работой операторов. В то же время то, что интернет-сайт доступен жителям России, вовсе не говорит, что на него должно распространяться российское законодательство. Хранение баз данных на российских серверах облегчает контроль над деятельностью операторов.

Закон о хранении персональных данных предусматривает обработку персональных данных лишь на российских интернет-ресурсах. Но здесь существуют и исключения. Они касаются иностранных серверов, направленных на территорию РФ. На такую направленность может указывать русскоязычность сайта или доменное имя. Однако, поскольку русский язык довольно распространен и за пределами РФ, дополнительно рассматриваются следующие элементы: возможность расчета в российских рублях, заключение договоров на территории РФ. Таким образом, иностранные предприниматели включают в свою бизнес-стратегию российских потребителей. А действие закона о персональных данных при этом направлено и на их деятельность.

Иностранные серверы

Итак, хранение персональных данных закон теперь допускает лишь на российских серверах. Базы данных, находящиеся за пределами РФ, обрабатываться не могут. Госдума приняла закон об этом запрете. Однако документ этот порождает многие проблемы. И прежде всего трудности касаются предпринимательской деятельности.

Специалисты в области электронных коммуникаций полагают, что это может привести к уходу глобальных интернет-ресурсов, а он, в свою очередь, к существенным экономическим потерям. В первую очередь речь идет о сайтах по бронированию авиабилетов.

Неудобства для предпринимателей

Специалисты полагают, что новый закон негативно отразится на деятельности многих российских компаний. Каждый его нарушитель с 1 сентября 2016 года попадает в черный список Роскомнадзора. Этот перечень сегодня состоит из пиратских сайтов и сайтов, пропагандирующих незаконную деятельность либо действия, не соответствующие морально-этическим нормам (насилие, суицид, детское порно, экстремизм). Запрет на эти ресурсы вполне понятен. Но многие предприятия, которые осуществляют абсолютно законную деятельность, возможно, не смогут перенести свои базы на российские ресурсы к указанной дате.

Еще одна цель этого закона - обеспечение безопасности персональных данных от действий американских спецслужб. Этим государственным структурам иностранные ресурсы обязаны предоставлять всю имеющуюся информацию. Однако, обеспечив безопасность персональных данных от проникновения сотрудников зарубежных спецслужб, закон создает немало неудобств и проблем для мелких, средних и крупных российских предприятий.

Сервисы для хранения данных

Большинство компаний сегодня осуществляют продажи, прибегая к интернет-маркетингу. Один из основных инструментов - email-рассылка. Владельцы корпоративных сайтов пользуются онлайн-сервисами для информирования своих клиентов о различных мероприятиях, которые проводятся в их компаниях. Эта схема настолько распространена, что без нее сегодня сложно представить развитие какого бы то ни было бизнеса. Существует все же заблуждение, что владельцы сайтов не являются операторами, поскольку они не хранят персональные данные. Это за них делают специальные онлайн-сервисы. Но ведь обрабатывает и формирует данные о пользователях именно владелец сайта. А потому он является оператором и в ближайшее время обязан перенести всю имеющуюся у него информацию о пользователях интернета на российские ресурсы. Сделать это непросто, и подобные действия, прежде всего, сопряжены с немалыми финансовыми затратами.

Обратная сила закона

Устоявшиеся правовые принципы предполагают, что уже имеющиеся у операторов базы персональных данных, созданные до даты подписания закона, не являются нарушением. Однако использование персональных данных предполагает их обновление и изменение. Закон же гласит, что обрабатывать эту информацию оператор теперь вправе лишь на российском сервере.

Сбор информации

Оператор обязан осуществить локализацию всех данных на российском сервере. И эти действия, согласно формулировке в законе, тесно связаны со сбором персональных данных. Этот термин используется для обозначения целенаправленного получения информации о физических лицах. Ее, как правило, предоставляет сам пользователь интернета. Но нередко случается, что данные попадают случайно. Например, в результате получения различных писем. Сбором информации также не являются данные об одном юридическом лице, полученные другой организацией. Такая информация является контактной, и ее обработка необходима для осуществления совместной деятельности.

Передача данных за пределы РФ

Закон не затрагивает трансграничную передачу данных. Положения, которые были сформулированы еще в 2006 году, не утратили своей силы. А потому операторы, как и прежде, вправе передавать данные, внесенные в базу, созданную на территории РФ, в другие, находящиеся за рубежом. Однако такие действия требуют соблюдения определенных норм. Прежде всего, оператор должен убедиться в том, что страна, на территорию которой будет осуществляться передача данных, обладает адекватной защитой личной информации пользователей интернета.

Влияние нового закона на банковскую сферу

Многие покупки сегодня осуществляются через интернет. Покупатель часто оплачивает товары банковской картой. Сотовые компании и платежные системы находятся, как правило, на иностранных серверах. Российская платежная система пока отсутствует. И без нее соблюдать закон будет непросто.

Однако некоторые крупные компании все же хранят информацию на территории РФ. А обмениваясь данными с иностранными партнерами, они прибегают к обезличиванию.

Дата-центр

В настоящий момент в Московской области строится новый дата-центр, который станет самым крупным в России. В этот проект инвестируют средства крупные компании, поскольку они не могут недооценивать важность хранения персональных данных. Однако эти работы сопряжены с некоторыми трудностями. Построить быстро дата-центр невозможно.

Специалисты полагают, что новый закон необходимо дорабатывать. Иначе он не сможет действовать в полную силу. Главным его недостатком является очередной запрет, от которого особенно может пострадать малый и средний бизнес. А эта область сегодня и без того находится в довольно плачевном состоянии. Так или иначе, у нового закона немало противников, но есть и те, кому он не страшен.

С 1 июля 2018 г. интернет-компании и операторы сотовой связи должны хранить все сообщения в течение определенного срока данные российских пользователей и передавать их по первому требованию спецслужб.

Что будут хранить операторы и интернет-компании?

Кроме смс сообщений и писем в электронной почте под закон попадают:

    любые текстовые сообщения;

    звонки по стационарному и мобильному телефону;

    изображения;

  • иные электронные сообщения.

Как долго будут храниться данные?

Закон дает право правительству России самостоятельно регулировать срок хранения, главное, чтобы он не превышал 6 месяцев. Сейчас определены такие правила:

    интернет-компании будут хранить данные 6 месяцев ;

    операторы связи, которые обслуживают владельцев мобильных, стационарных, спутниковых телефонов, а также пейджеров и таксофонов – также 6 месяцев ;

    интернет-провайдеры начнут сохранять данные с 1 октября 2018 г. на срок от 1 до 6 месяцев .

Интернет-провайдеры обязаны иметь в дата-центрах объем свободного места равный всему исходящему и входящему трафику пользователей с 1 по 30 сентября 2018 г. Каждый следующий год провайдеры обязаны увеличивать размер хранения данных минимум на 15%.

Каких операторов связи и интернет-компаний коснется закон?

В законе речь идет о российских операторах связи, а также интернет-компаниях, которые являются «организаторами распространения информации» (ОРИ).

В реестр компаний ОРИ, составлением которого занимается Роскомнадзор, на данный момент входят чуть больше 100 интернет-компаний: крупнейшие отечественные («Яндекс», сервисы Mail.ru group, Rambler), зарубежные (китайский WeChat, Opera), а также множество других сайтов, где пользователи могут оставлять комментарии.

Единственной иностранной компанией, заявившей, что не будет сотрудничать с российскими спецслужбами, оказался мессенджер Telegram, который

Какие спецслужбы смогут получать доступ к данным?

Имея на руках судебное решение, доступ к хранящимся данным россиян могут получить только те спецслужбы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. К таким относятся:

    Министерство внутренних дел (МВД);

    Федеральная служба безопасности (ФСБ);

    Служба внешней разведки (СВР);

    Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН);

Другие государственные органы по закону не могут получить данные пользователей. Сотрудникам ФСБ интернет-компании должны передавать ключи расшифровки сообщений, для этого они должны установить у себя на серверах специальное оборудование, утвержденное Минкомсвязи.

Какие последствия от действия «закона Яровой»?

Безусловно, все операторы связи и интернет-провайдеры поднимут цены на свои услуги для пользователей.

Расходы компаний на закупку мощностей для хранения пользовательских данных исчисляются миллионами для небольших компаний и миллиардами для крупных игроков на рынке связи.

Так, в мае 2018 г. компания МТС оценивала свои расходы на «закон Яровой» на ближайшие пять лет в 60 млрд руб. «Вымпелком» («Билайн») потратит 45 млрд руб. , «Мегафон» – 40 млрд руб.

Собрание законов вызвало недовольство многих жителей страны, противники документа считают , что он принесет только убытки для операторов связи и интернет-компаний, а также позволит спецслужбам получать любые данные пользователей.

Источники: «Ведомости», «Известия», «Коммерсантъ», Meduza, TACC.

При этом операторы получили небольшую отсрочку – они обязаны начинать хранить интернет-трафик с 1 октября 2018 г. Хотя пакет антитеррористических поправок Ирины Яровой и Виктора Озерова, предписывающий операторам хранить все телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, звуки, видеозаписи и другие электронные сообщения пользователей, вступит в силу уже 1 июля.

Из проекта постановления следует, что операторы с 1 октября должны хранить сообщения пользователей в интернете, накопленные в течение 30 суток со дня сдачи системы хранения данных в эксплуатацию, уточняет сотрудник одного из операторов. Но на практике хранить этот трафик операторы начнут позже 1 октября, ведь строительство и сдача в эксплуатацию таких систем – дело небыстрое, считает сотрудник одной из сотовых компаний. На телефонные разговоры и сообщения эта отсрочка не распространяется.

Операторы давно ждали этого постановления, без которого сложно планировать расходы на исполнение закона. «Выполнение требований сильно зависит от технического задания и от того, как скоро оно будет определено», – рассказывал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Вымпелкома» Василь Лацанич. Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский также отказывался оценивать расходы. В годовом отчете МТС констатировала необходимость капитальных затрат на исполнение закона Яровой, но их размера не оценивала. Подсчеты удались лишь «Мегафону»: в 2018 г. оператор потратит на это около 7 млрд руб., рассказывал представитель оператора. А за пять лет расходы могут достигнуть 40 млрд руб., говорил в декабре 2017 г. гендиректор оператора Сергей Солдатенков. «Мегафон » даже успел заняться тестированием систем для исполнения закона – совместной разработки компаний «Цитадель» и «Национальные технологии».

Свои затраты на реализацию требований пакета Яровой «Мегафон » оценивает в 35–40 млрд руб., отметил вчера представитель оператора. Новые правила компромиссны – ранее их проект обсуждался с отраслью, утверждает Солдатенков.

Лацанич надеется, что ввод систем хранения данных будет поэтапным. Ни у кого из операторов нет и не может появиться до 1 июля систем хранения данных, чтобы обслуживать весь трафик крупного оператора, говорил он ранее на конференции «Ведомостей». Все большие операторы смогут найти средства и так или иначе выполнить требования закона в разумные сроки, хотя это будет болезненно для бюджетов и акционеров, сказал гендиректор «Вымпелкома». «Но у меня большие сомнения, что это смогут сделать маленькие, особенно операторы фиксированной связи. Их в стране сотни. Большая часть их трафика приходится на торренты, видео, и это все хранить, обрабатывать, давать доступ – эта задача и технически, и экономически для них нерешаемая», – отметил Лацанич.

В связи с нехваткой на рынке сертифицированного оборудования и с учетом масштаба инфраструктуры «Ростелекому» будет затруднительно выполнить требования правил, говорит его представитель.

Представители МТС , «Т2 РТК холдинга» (Tele2) и «Вымпелкома» вчера отказались от комментариев.

Операторам понадобится минимум полгода, чтобы в полной мере перейти на сбор данных по закону Яровой, считает гендиректор «Норси-транс», выпускающей системы для оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), Сергей Овчинников. За это время им нужно будет пересмотреть бюджеты, закупить оборудование, которого пока недостаточно для исполнения закона, заключить новые договоры с производителями СОРМ и технически запустить систему. Сроки запуска будут зависеть от того, какое оборудование для СОРМ стояло у оператора раньше и насколько сложно адаптировать его к новым требованиям, прогнозирует Овчинников. Производители оборудования для СОРМ рассчитывают на резкий рост спроса со стороны операторов, добавил он.

Из-за того что подписание постановления сильно затянулось, операторы почти не имеют возможности вовремя подготовиться, отмечает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Поэтому в правилах и предусмотрен стартовый нулевой объем хранения данных на 1 июля, хотя технически исполнять закон и хранить весь собираемый контент операторы все равно не смогут, даже спустя время, уверена она. В любом случае все техническое переоснащение для реализации закона может оплачиваться или из средств, на которые операторы планировали развивать сети 4G и 5G, или за счет повышения тарифов, считает Левова.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...