Консультация для педагогов ДОУ "Как устроить огород в детском саду" консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему. Консультация для воспитателей "огород в детском саду" консультация на тему Написать тему огород на участке детского сада

Огород: планировка, обработка почвы, посев

Выбор места и планировка

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной сторо-ны постройками, забором или живой изгородью. Ширину грядки следует делать не больше 70см, чтобы дошкольники могли во время заботы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок - 15-20см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими.

Овощи

По употребляемым в пищу частям овощные культуры делятся на лиственные (капуста, салат), плодо-вые (огурец, помидор, тыква, кабачок, горох, фасоль, кукуруза), корнеплодные (редис, репа, морковь) и луковичные (лук, че-снок).

Для выращивания на участке детского сада следует брать та-кие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис розовый, репа, свекла, огурца, салат, помидоры, капуста (кочанную, цветную, кольраби), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп..

Из перечисленных культур для младших групп нужно взять 1-2 культуры, для средней - 2-3, для старшей - 4-6. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять семена салата, моркови, репы. На огороде средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белыми кончиками и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат . Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки, сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Условия, необходимые для произрастания овощей

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет - одно из основных условий роста и развития овощ-ных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при не-достатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, обра-зуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры - наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у ово-щных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращи-ваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодина-ковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, проис-ходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температу-ре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральны-ми веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следо-вательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждают-ся меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влаж-ности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех расте-ний. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувстви-тельны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре - плодовые, в калии - корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.

Огородный севооборот

При размещении овощных культур на участке необходимо установить севооборот - правильное чередовании растений на определенной площади с учетом их биологи-ческих особенностей.

Выращивание какой-либо культуры на одном и том же месте в течение ряда лет приводит к одностороннему истощению почвы и поражению этого растения болезнями и вредителями; нельзя выращивать на одних и тех же грядках два года подряд растения, относящиеся к одному семейству. Надо размещать культуры так, чтобы каждая из них возвращалась на старое мес-то не ранее чем через 4 года. Так, после капусты, огурцов, кабач-ков и тыквы на занимаемом ими участке сажают помидоры, на третий год - корнеплоды и лук, на четвертый - горох, бобы, фа-соль.

Обработка и удобрение почвы

Хорошая обработка почвы не-обходима не только для сохранения в ней влаги и улучшения до-ступа воздуха к корням растений, но и для уничтожения сорня-ков и вредителей, для создания условий, способствующих лучше-му развитию растений.

Обработку почвы под овощные культуры рекомендуется начи-нать с осени. После уборки урожая очищают гряды от остатков растений и вскапывают лопатой на глубину 18-20 см, не разрых-ляя комков граблями, что способствует накоплению влаги в почве и уничтожению сорняков и вредителей. Ранней весной, как только земля немного просохнет, ее разрыхляют граблями, что-бы не допустить испарения влаги.

Готовность почвы к обработке определяется так: в руке сжи-мают комок земли и бросают его с высоты груди; если при сжи-мании влага не просачивается и при падении комок рассыпается, почву можно считать готовой к обработке. Перекапывают почву на глубину 12-15 см. При этом отрезают лопатой тонкие пласты земли, которые при сбрасывании должны рассыпаться на мел-кие комочки. При этой работе выбирают из почвы камешки, корневища сорняков, личинки насекомых. После вскапывания учас-ток снова разрыхляют граблями, стараясь не распылять почву, - она должна быть мелковатой. Глинистые почвы перед самым посевом перекапывают второй раз. Первое вскапывание прово-дит взрослый, во второй перекопке могут участвовать дети стар-шей группы. Если в почве недостаточно питательных веществ, вносят удобрения.

Подготовка семян к посеву

Для посева надо отбирать самые крупные, полновесные семена с хорошей всхожестью.

Семена холодостойких растений (гороха, моркови, петрушки, свеклы) в течение 3-4 суток до посева мочат, ежедневно меняя воду, чтобы ускорять их прорастание. Перед посевом семена немного просушивают.

Для получения более раннего и высокого урожая семена мор-кови и свеклы яровизируют. Для этого их насыпают в тарелку, смачивают сырой водой и покрывают тряпкой. Тарелку держат несколько дней в теплом помещении, время от времени перемешивая семена. Когда они набухнут, их переносят на ледник; семена моркови держат там 10-15 дней, а свеклы - 7-10 дней (при температуре +1-+2°С).

Семена гороха, фасоли и бобов перед посевом проращивают в тарелке между слоями смоченной бумаги или ваты. Сеять та-кие семена можно только в сырую землю. Борозды, приготовленные для них, обильно поливают.

Посев

Сроки посева семян и высадка рассады различных ра-стений неодинаковы.

Сеют горох, редис, репу, морковь, петрушку в период с 20 апреля по 5 мая; свеклу, лук - с 25 апреля по 5 мая; салат - с 10 апреля по 25 ав-густа. Эти растения холодостойки, выдерживают легкие заморозки, а семена их прорастают при температуре 2-5 0 С тепла.

Семена холодостойких овощных культур (моркови, петрушки, репы, лука, гороха) можно сеять под зиму. Этот посев дает более высокий урожай. Кроме того, ранние всхо-ды этих растений - ценный объект для наблюдений и работы детей весной. Семена высевают с таким расчетом, чтобы они не проросли осенью. При посевах под зиму семена не мочат. Грядки и бороздки для них готовят осенью до замерзания почвы. Бо-роздки с высеянными семенами засыпают перегноем или торфом. Весной, как только покажутся всходы, рыхлят почву и пропалывают сорняки.

Тыква, кабачки, огурцы, фасоль при температуре ниже 10 0 С тепла перестают расти и болеют, поэтому семена их сеют с таким расчетом, чтобы всходы появились после окончания весенних заморозков (конец мая - начало июня).

Глубина заделки семян определяется их величиной, временем посева и влажностью почвы. Чем мельче се-мена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см.

Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см. Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Крупные семена (горох, фасоль) прорастают с глубины 5 см. Чем мельче семена, тем меньше должна быть и глубина их заделки. Глубина посева зависит и от почвы: в глинистую их заделывают на меньшую глубину, чем в песчаную.

Семена моркови и петрушки очень мелкие. Для более редкого равномерного высева их перемешивают с двойным количеством сухого песка. Хорошо примешивать к ним семена салата: они быстро прорастают и указывают направление рядков, чем облегчают рыхление почва и прополку.

Уход за растениями

Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Уход за овощными культурами состоит в рыхлении почвы, прореживании, поливке, подкормке растений и прополке сорняков.

Рыхлений почвы проводят 3-4 раза в лето, чтобы не до-пустить роста сорняков и образования корки.

Корку разбивают после каждого обильного полива и дождя. Рыхлят почву вокруг крупных растений мотыгой, вокруг мел-ких - садовой вилкой.

Прореживание корнеплодов производят дважды: первый раз - при появлении настоящих листьев, второй - через 2-3 не-дели.

Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений в воде. Однако можно при-нять за правило: если земля, взятая с глубины 5-10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжатии, необходима полив-ка. Поливать надо реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения. Поливают обычно вечером, воду льют по-степенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат возможно ближе к поверхности земли.

Подкормку овощных растений производят органическими и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями. Для минеральной подкормки употребляют специальные сме-си, которые можно приобрести в цветочных магазинах. Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6-8 см от растений. Удобрение наливают в лейки, с которых снимают ситечки, чтобы избежать его попадания на листья растений.

Прополку сорняков обычно совмещают с прореживанием выращиваемых растений. Но иногда ее приходится делать чаще, так как сорняки, появляясь на грядках, затеняют всходы рас-тений, отнимают у них питание и воду. Пропалывать растения лучше после дождя, так как из влажной почвы сорняки легче всего удалять вместе с корнем.

Борьба с вредителями

Из овощных растений чаще всего стра-дают от насекомых-вредителей крестоцветные. Всходы редиса, капусты и репы часто уничтожает земляная блоха. Для за-щиты растений от этого вредителя влажные листья их посыпают золой или дорожной пылью. Кроме того, сеять редис и репу рекомендуется ранней весной или, наоборот, в начале июня, когда меньше земляных блох, а капусту выращивать рассадой.

Листья капусты сильно повреждают гусеницы бабочки-капустницы. Для борьбы с ними листья капусты необходимо тщательно осматривать, гусениц снимать и класть в ведро, на дне которого вода и небольшое количество керосина.

Свеклу, горох и капусту часто повреждают тли. Для их уничтожения растения опрыскивают раствором мыла (25 г мыла на 1 л воды).

Всходы лука, посеянного семенами, и луковицы повреждают личинки луковой мухи; при этом листья начинают преж-девременно желтеть. Растение, пораженное вредителем, удаляют и уничтожают. Применять ядохимикаты для борьбы с вре-дителями-насекомыми на земельном участке детского сада нельзя.

Овощные культуры, рекомендуемые для выра-щивания

Лук репчатый имеет семена трехгранной формы черного цвета («чернушка»). Всходы при появлении из земли образуют петельку. Первый настоящий лист выходит из отверстия в семядольном листе, а каждый последующий вырастает изнутри предыдущего. Листья зеленые, сочные, трубчатые, покрытые во-сковым налетом. После образования листьев формируется луко-вица - подземный побег, внутри которого мясистые белые листья плотно прижаты друг к другу. Они наполнены питательными веществами. Наружные листья по мере созревания высыхают, ста-новятся кожистыми, приобретают желтый, коричневый, красный или фиолетовый цвет и превращаются в чешуи. Донце луковицы представляет собой видоизмененный стебель: вниз от него отхо-дят маленькие корни, а вверх - мясистые листья.

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками долж-но быть 15-20 см, а между растениями - 6-10 см. Частой по-ливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зе-леные. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гиб-ким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод - боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую не-делю.

Посев могут производить дети всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев имеет сердцевидную форму, осталь-ные - тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зе-леный и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные бо-ковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод - боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хо-рошо виден рубчик - место прикрепления к плоду; строение та-кое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис сначала образует прикорневую розетку листьев, а за-тем выбрасывает цветоносный побег, на котором созревают струч-ки - плоды с крупными семенами. Посеянные семена всходят на 3-5-й день. Созревшие корнеплоды убирают через месяц после посева, до выгонки цветоносного побега, с появлением которого они истощаются и как пищевой продукт теряют свою ценность. Корнеплоды у среднеспелых сортов круглые (розовые с белым кончиком), у поздних - длинные белые («ледяная сосулька»).

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Огурцы имеют сочный ползучий стебель в виде плети. Семядольные листья овальной формы с ровными краями; первый настоящий лист округлый, последующие - сердцевидные, с пятью лопастями и зазубренными краями. В пазухах листьев образуются усики, которые закручиваются спиралью. Стебель и листья покрыты тонкими волосками. Ранние сорта огурцов цветут через 30-40 дней после посева, поздние - через 60-70 дней. Цветки желтые, с пятью лепестка; форма и окраска плода меняются с ростом. Семена удлинено-овальные, с белой кожурой. Собирают огурцы-зеленцы регулярно через 1-3 дня, отрывая от стебля надавливанием большого пальца на плодоножку. Плоды, достигшие 8-12 дней, истощают растения и снижают его урожай.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветви-стый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает при-корневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует боль-шого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Репа в первый год образует листья и корнеплод с вогнуто-стью в нижней части, окраска его желтая или белая. Всходы появляются через 8-10 дней после посева, имеют гу-стое опушение, легко переносят заморозки. Репе необходимо мно-го света и при затенении образование корнеплода задерживает-ся. Растение плохо растет на почвах песчаных и с высокой кислотностью; при недостатке влаги всходы гибнут от вредителя - земляной блохи. Репа быстро созревает, употребляют ее чаще в сыром виде.

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают пос-ле образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появля-ется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме - продол-говатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или реб-ристой поверхностью, по цвету - красные, розовые, оранже-вые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают пло-ды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отде-лятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округ-лые, опушенные.

Помидор - лучший объект для выращивания рассады с де-тьми старшей группы. Может служить для на-блюдения за ростом листьев, за изменением величины и окрас-ки плодов.

Проект «Огород на участке».

Старшая группа №8.

Интеграция образовательных областей : в данном проекте просматриваются все образовательные области.

Актуальность.

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Тип проекта .

По продолжительности – долгосрочный (май – сентябрь).

По количеству участников – коллективный.

По контингенту участников - одновозрастной (дети 5-7 лет)

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

Цель : Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

Задачи:

Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.

Расширять представление детей о жизни растений.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

этапы

мероприятия

1 этап.

Организационно- подготовительный.

Создание условий для реализации проекта, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, цели, задачи,

Подбор необходимого материала для создания огорода.

2 этап.

Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Конструирование: оформление огорода.

Социализация: Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму»

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Труд: посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».

Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

Здоровье: «О пользе овощей»(беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

3 этап.

Итоговый.

Сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

4 этап.

Заключительный.

Оформление материалов проекта:

Изготовление фотоальбома «Огород на участке».

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

· Получение знаний детей о жизни растений.

· Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.

· Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

· Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

· Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта: - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

Дети группы №8;

Родители воспитанников (совместная деятельность);

Воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео, презентации;

Мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

Семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Список используемой литературы.

Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду/

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.

Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

Проект

«Огород на участке»

Старшая группа №8

Воспитатели

Варникова Н. В.

Ненастьева Е. Н.

Май – сентябрь 2014 г.


Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Для чего нужен огород в детском саду

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду - это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Огород в детском саду: правила организации

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.

Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).

  • В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
  • В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
  • берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие), луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, краснокочанная), плодовые (огурец, томат, перец), корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель), бобовые (горох, фасоль), хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде

  • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения - преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда - сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Методика работы с детьми в уголке природы в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного озна­комления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к жи­вотным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1.Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы . 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям 3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными 4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.5. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности животных и растений. 6. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.7. чтобы дети могли свободно подходить к ним , наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

2-я младшая группа Растения с большими кожистыми листьями (для ухода), Растения с четко выраженными частями (фикус, герань).

Средняя группа Несколько экземпляров и разновидностей одного вида, Растения с разнообразными листьями (Герань обыкновенная и Герань зональная, Фиалка узумбарская)

Старшая группа Растения с разнообразными стеблями(Цисус, кактус, Китайский розан), Растения, по разному размножающиеся(Традесканция, Хлорофитум, Фиалка узумбарская), Растения, требующие разнообразного ухода (Цисус, Фикус, Бальзамин)

Уход за комнатными растениями

Удаление пыли (начиная с младшей группы, сначала наблюдение и повтор вместе с воспитателем; средняя - под наблюдением воспитателя, старшая - самостоятельно ): Большие кожистые листья - Влажной тряпочкой; Мелкие кожистые листья – душ; мелкие – опрыскивание.



Рыхление (сухая поливка) (младшая – наблюдают, средняя – под наблюдением воспитателя, старшая - самостоятельно)Если на почве корка – полочкой для рыхления.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки Жи­вотных, впадающих в зимнюю спячку наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголке производят посадки, начиная с младшей группы (наблюдение, средняя и старшая – под руководством ) лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень.. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезан­ными ветками деревьев и кустов. Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками (старшая группа ).

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Создание условий для экологического воспитания дошкольников на участке учреждения дошкольного образования.

Земельный участок детского сада- это место игр, прогулок и занятий . Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом,- весь день.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются кол­лективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки , у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе , организуют длительные наблюдения за ростом растений и повад­ками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире , воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок - необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада.

Требования к озеленению участка детского сада.

Составляя план озеленения участка, заведующий должен учесть следующие требования:

1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание , поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья - не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).

3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.

4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

Цветники на участке детского сада. Планировка, подбор цветочных культур.

Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны . В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге. Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Клумбы не должны быть сложными по форме . Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре , по мере удаления к краям - растения средней высоты, по краю - очень низкие бордюрные.

Рабатки - это длинные, узкие клумбы , устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают низкорослые, рядами.

Зеленые газоны обязательны на прогулочных площадках, т.к. задерживают пыль и служат хорошим фоном для цветников.

Плодовые насаждения (деревья и кустарники) на участке детского сада возможны при наличии площади. Можно сажать группами или по-одному. Необходимы для знакомства и наблюдений во всех группах д/с, а также для привлечения птиц на участок.

Детский огород на участке детского сада.

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой или прямо на ней. У детей средней и старших групп огород общий .

Для выращивания с детьми на участке детского сада расте­ний следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе . Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Это лук, горох, бобы, редис.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры, только различных сортов. На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные, пряно-вкусовые, луковые, капустные, плодовые, корне- и клубнеплоды, бобовые и кукуруза. Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

Детский огород значительно расширяет круг детских представлений о растительном мире, приучает детей к труду, развивает их инициативу.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Он начинает ориентироваться в окружающем мире. В этот период закладывается любовь и позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ.

Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГОРОД В ДЕТСКОМ САДУ

Консультация для воспитателей

Огород в детском саду

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Для чего нужен огород в детском саду

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Огород в детском саду: правила организации

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.

Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров - чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

Обязательно наличие скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду

Общий огород в детском саду можно организовать для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

  • В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
  • В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
  • берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие), луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, краснокочанная), плодовые (огурец, томат, перец), корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель), бобовые (горох, фасоль), хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Для работы на огороде в детском саду необходимо наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде

  • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группах - дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Памятка.

Младший дошкольный возраст

Средняя

группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Педагога

Перекапывает огород;

Формирует грядки

Рыхлит почву

Поливает

Пропалывает грядки

Собирает урожай

Перекапывает огород;

Формирует грядки

Рыхлит почву

Поливает

Пропалывает грядки

Собирает урожай

Прореживает

Пасынкует помидоры

Собирает урожай

Готовит огород к зиме

Освобождает грядки от старой травы и ботвы

Накрывает теплицу и парник плёнкой

Высаживает рассаду цветов и овощей

Прореживает

Пасынкует помидоры

Собирает урожай

Готовит огород к зиме

Детей

Сеют крупные семена, лук – репку

Поливают овощи

Собирают урожай

Наблюдают за деятельностью взрослого

Посыпают междурядья песком

Сеют семена

Поливают овощи

Рыхлят землю

Участвуют в прополке

Подают педагогу необходимый инвентарь

Отвозят сорняки в указанное место

Собирают урожай

Сеют мелкие семена растений

Поливают

Пропалывают

Рыхлят землю

Делают бороздки для посева

Собирают урожай

Освобождают грядки от старой травы и ботвы

Осуществляют вторичную перекопку земли

Сеют мелкие семена растений

Помогают высаживать рассаду овощей

Поливают

Рыхлят землю

Пропалывают

Прореживают

Пасынкуют

Делают бороздки для посева

Размечают расстояние для посева крупных семян

Собирают урожай

Готовят огород к зиме

и экспериментов

Наблюдают за появлением зелёных перьев у лука, их ростом

Наблюдают за появлением ростков у семян гороха, бобов

Наблюдают за появлением всходов

Определяют потребность растений в поливе

Наблюдают за насекомыми, рассматривают их внешний вид

Наблюдают за птицами, прилетающим на огород

Рассматривают проросшие семена

Сравнивают сорняки и культурные растения

Определяют потребность растения в поливе и солнечном свете

Наблюдают за животными и насекомыми, которые встречаются на огороде

Наблюдают за ростом и развитием растений

Наблюдают за животными и насекомыми, которые встречаются на огороде.

Изучают их влияние на развитие растений .

Наблюдают за ростом и развитием растений

Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается

Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян

Сравнивают развитие растений, находящихся в разных условиях: с поливом и без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них

Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня

Сравнивают разные сорта одного растения

Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни

Наблюдают за составом почвы

Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений

Сравнивают плоды разных культур

Наблюдают за животными и насекомыми, определяют их взаимовлияние


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...