Готовый план по самообразованию экспериментирование. "самообразование" экспериментирование старшая группа. План работы по самообразованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 п. Стодолище

План по самообразованию на тему

«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Воспитатель: Костенкова Т.В.

п. Стодолище, 2014 год

Тема : Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф . «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В . и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.И . Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Срок

Тема

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

Январь

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Февраль

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Март

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Апрель

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2» г. Всеволожска

Тема самообразования:

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Подготовила:

Воспитатель группы № 6

Демидова Карина Павловна

Всеволожск

2018

Актуальность темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Тема самообразования: Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: экспериментирование в системе дошкольного учреждения.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

В начале учебного года был проведен мониторинг детей, который показал, что проблемный компонент: познавательное экспериментирование - ниже среднего у 7 детей из 26.

Занятия по экспериментированию в старшей группе длится 25-30 минут и имеет свою логическую структуру:

1.Организационный этап- мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут)

2. Основной этап – наиболее активная практическая часть занятия, которая включает в себя:

Проведение опытов;

Дидактические игры;

Физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.

3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) – выводы, уборка рабочих мест.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;

Опыты;

Наблюдения на прогулках, эксперименты;

Чтение художественной литературы

Дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей. Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети: - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; - развивают исследовательские умения; - развивают системное мышление; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Также существуют источники для развития поисковоисследовательскойдеятельности дошкольников (программа О.В.Дыбиной, Н.Н.Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), я отметила, что: - дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента;

Дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления,

Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

Недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н.Поддъяков), я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1. безопасность для жизни и здоровья детей;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

Природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т.д.;

Пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

Оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

Литература и карточки- схемы;

Цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т.д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Перспективный план работы на 2017-2018 уч. год

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Анализ

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию)

Работа с детьми

Сентябрь 2017

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой

Опыты с песком и глиной, почвой. Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

Октябрь 2017

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Опыт «Свет и тень» Свет повсюду.

Ноябрь 2017

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Декабрь 2017

Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

Опыта со снегом и льдом

Январь 2018

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Февраль 2018

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Март 2018

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель 2018

Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение».

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Май 2018

Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы»

Работа с семьёй

Сентябрь-декабрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Январь-май

Консультации для родителей на темы:

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;

«Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни»

Буклеты

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет

ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Буклет

декабрь

Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Публикация в закрытой группе ДОУ

май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования

Выступление на финальном педсовете.

Список литературы.

1.ФГОС

2. Дубина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005.

3. Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

6. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

7. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

8. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

11. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс, СПБ, 2016.

13. Л.В.Рыжова Методика детского экспериментирования. Детство –Пресс, СПБ, 2014.

13. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

14. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

15. Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,

16. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

17. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».

18. Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1.

19. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

20. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

21. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

22. Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» Ж.Вопросы психологии.1985.№2

23. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное воспитание.2005.№1

24. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

1.Все увидим, все узнаем.

2.Волшебные стеклышки.

3. Цветной песок.

4. Песочная страна

Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением.

Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Октябрь

1.Свет и тень.

2.Свет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет.

4.Прозрачность веществ.

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет.

Ноябрь

1.Где вода?

2.Какая бывает вода?

3.Вода растворитель. Очищение воды

4.Водяная мельница

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Декабрь

1.Вода при замерзании расширяется.

2.Замерзшая вода.

3.Тающий лед.

4.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко торой находится.

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Январь

1.Воздух.

2.Воздух сжимается.

3.Воздух расширяется.

4.Почему дует ветер?

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх -

он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый.

Февраль

1.На свету и в темноте.

2.Где лучше расти?

3.Может ли растение дышать?

4.Бережливые растения.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Март

1.Фокусы с магнитами.

2.Испытание магнита

3.Компас.

4. Мир металлов.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Познакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Апрель

1.Разведчики.(зеркало)

2.Солнечные зайчики.

3. Мир ткани.

4.Мир пластмасс.

Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования.

Май

1.Сила тяготения.

2.Упрямые предметы.

3.Экспериментирование со звуком. Поющая струна.

4.Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию»?

Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

Литература:

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.»

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

Желание улучшить образовательный процесс;

Разработка презентаций.

Разработка и внедрение дидактических материалов.

Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

Разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

Доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №8 «Солнышко»»

Мензелинского муниципального района РТ

Программа

по экспериментированию

для детей старшего дошкольного возраста

«Любознайка»

г.Мензелинск, 2016 г.

1.Пояснительная записка………………………………………………………………3

2.Цель. Задачи. Ожидаемый результат………………………………………………..5

3.Методическое обеспечение программы ……………………………………………6

5.Перспективно-тематическое планирование по детскому экспериментированию …………………………………………………………………………8

6.Библиографический список…………………………………………………………16

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. »

К.Е. Тимирязев .

Пояснительная записка

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность темы . Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 в детских садах утверждены и введены в действие ФГОС. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции народов России. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

Целью данной программы является:

- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать у детей элементарные географические представления;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

Представления о свойствах веществ

Умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

Навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

Расширять знания об объектах и их свойствах

Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей. Основными условиями детского экспериментирования являются:

Взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

Использование разных видов деятельности;

Четкое определение содержания экологического воспитания;

Использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

Создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

Экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации детей в процессе обучения:

Работа небольшими группами;

Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

Включение игровых упражнений;

Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

Выполнение нетрадиционных заданий;

Решение проблемных ситуаций;

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

Вопросы к детям.

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанныйвзрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы , заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интегративности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Перспективно – тематический план по экспериментированию 5 -6 лет.

Месяц

Октябрь

Блок

Песок, глина, камни

Программные задачи:

- познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек).

Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.

Тема:

1 . «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5 . «Для чего человеку песок и глина?»

6 . «Какими бывают камни?»

7 . «Камни из растений и животных».

8 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

Материалы и оборудование:

прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки, песочные часы, образцы дымковских игрушек, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, ракушки, глобус, стол песок – вода, магнитная доска.

Программные задачи:

- уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву, как по ней определять возраст дерева.

Познакомить детей с многообразием коры, её свойствами.

Расширять знания детей о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из древесины и коры деревьев.

Познакомить детей с одной группой царства растений – мхами, лишайниками.

Познакомить со свойством мха, лишайника: (ломкость, способность впитывать воду и терять ее, вегетативно и при помощи спор размножаться)

Выявить зависимость строение мха от факторов внешней среды;

Заинтересовать детей работой с мхом, лишайником с помощью экспериментальной деятельности;

Развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память;

Воспитывать бережное отношение к природе, раскрыть роль мха, лишайника в природе и хозяйственной роли человека.

Тема:

1. «Тонет – не тонет»

2. «Посадим деревце»

3. «Чудо дерево» (оттиск корой)

4. «Меняет ли цвет кора?»

5. «Есть ли у растения органы дыхания?»

6. «Могут ли растения жить без корней?»

7. «Как вырастить мох?»

8. «Как размножается мох, лишайник?»

9. «Как меняется цвет мха?»

Материалы и оборудование:

Бумага, восковые карандаши, миски с водой, фартуки, скрепки, лупы, пульверизатор, часы, термометр, линейка, схемы выполнения опытов, тетради, простые карандаши, кора разных деревьев, мох, лишайники.

Месяц

Декабрь

Блок

Воздух

Программные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас,

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Развивать любознательность, мыслительную деятельность, память, активизировать речь детей;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение;

Воспитывать познавательный интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, желание исследовать его всеми доступными способами.

Тема:

1. «Невидимка – воздух»

2. «Мыльные пузыри»

3. «Подводная лодка»

4. «Упрямый воздух»

5. «Сухим из воды»

6. «Большие – маленькие»

7. «Почему не выливается?»

8. «Как рождается ветер?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешочки, игрушки и другие предметы плотные полые (пустые внутри), два подноса, две свечи, кораблики из пенопласта, сосуд «море» для корабликов, веера, воздушные шары, шприцы, ёмкость с водой пластиковые бутылки с пробками, монетка, картины с изображением ветреной и безветренной погоды, модели с алгоритмами выполнения опытов, магнитная доска.

Месяц

Январь

Блок

Электричество

Программные задачи:

Подвести к понятию проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов; учить устанавливать причину возникновения статического электричества в природе.

Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.

Тема:

1 . «Волшебники»

2 . «Как увидеть и услышать электричество?»

3 . «Волшебные шары»

4 . «Как увидеть молнию?»

Материалы и оборудование:

Кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, подставка, синтетический свитер, картины с изображением молнии, схемы – таблицы, магнитная доска.

Месяц

Февраль

Блок

Вода

Программные задачи:

- познакомить детей со свойствами воды: (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, вода, пар).

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Закрепить умений работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать своё мнение;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема:

1 . « Вода - жидкость, не имеющая собственной формы»

2. «Вода – растворитель»

3. «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода.»

4. «Круговорот воды в природе».

5. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

6. «Водяная мельница».

7. «Вода нужна всем».

8. «Почему воду нужно беречь?»

9. «Почему тундра покрыта болотами?»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки,

пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон.

Месяц

Март

Блок

Звук

Программные задачи:

- подвести к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела); познакомить с простейшим устройством для передачи звука; выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, память, мышление, активизировать речь детей, дать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тема:

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, гитара, металлическая детская посуда, стеклянный стакан, длинная пластмассовая трубка, большая ёмкость с водой, камешки, два спичечных коробка, тонкая нить, иголка, спички, проволока, деревянная рамка.

Месяц

Апрель

Блок

Свет

Программные задачи:

- подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение; как можно многократно отражать свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где не должно быть видно;

Дать знания о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удалённости от него, познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Развивать внимание, память, любознательность, познавательный интерес к природному миру, желание исследовать его, активизировать речь детей.

Воспитывать бережное, экономное отношение к свету.

Тема:

1 . «Свет вокруг нас»

2 . «Уличные тени»

3 . «Волшебные лучи»

4 . «Разведчики»

5 . «Передача солнечного зайчика»

6 . «Солнечные часы»

7 . «Световой луч»

8 . «Радуга на стекле»

Материалы и оборудование:

Зеркала, настольная лампа, фонарик, белая ткань, гранёное стекло, противень, стол. Иллюстрации с изображением солнечных лучей, магнитная доска.

Месяц

Блок

Вода

Программные задачи:

- закрепить знания детей о свойствах воды (текучесть, прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества); различные состояния воды (лёд, пар, вода).

Закрепить элементарные знания о круговороте воды в природе, навыки проведения лабораторных опытов,

Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной;

Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности; развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение,

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитывать бережное использование воды.

Тема:

1 . «Вода – жидкость, не имеющая собственной формы»

2 . «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода».

3 . «Вода – растворитель»

4 . «Круговорот воды в природе»

Материалы и оборудование:

Прозрачные стаканчики, блюдца, бутылочки, кипятильник, зеркало, ложечки, пипетки, сахар, соль, масло, салфетки бумажные, тряпочки, целлофан, формочки, картины с изображением водопадов, модели с алгоритмами выполнения опытов, доска магнитная, магнитофон.

Библиографический список:

1.Закон РФ «Об образовании» 1992г.

2. Приказ №1155.

3.СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

4. Основные положения В.А. Петровского.

5. Программа Т.Н. Дороновой «Из детства - в отрочество» Москва «Просвещение» 2007.

6. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова. Москва 1998.

7.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. 2007. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е.

8. Материалы интернет – сайтов.

Перспективный план

по самообразованию воспитателя

МБДОУ «Смольковский детский сад»

Шиловой Юлии Михайловны

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой

задачи :

Создавать условия для исследовательской активности детей;

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Октябрь, ноябрь, декабрь.

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности.

Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. практический

Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца.

Подготовка презентации по экспериментированию.

Работа с родителями.

В течение года.

Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение .

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Посадка лука, укропа, в группе.

декабрь

апрель

апрель

По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

3.заключительный.

Вторая половина мая.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе

Ноябрь – декабрь.

Экспериментирование с воздухом

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

И опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Можно ли поймать воздух
  • буря в стакане воды
  • Попробуем взвесить воздух
  • Реактивный шарик
  • Сухой из воды
  • Чем пахнет воздух

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Рисование

Тема: «Забавная клякса»

(раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Новогодие Ёлочки»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.)

Октябрь – ноябрь.

Экспериментирование с песком

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Песчаный конус
  • Свойства мокрого песка
  • Волшебный материал
  • Где вода?
  • Ветер – ветерок
  • Песчаная буря
  • Своды и тоннели

Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Рисование

  1. Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
  2. Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).
  3. Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Январь – февраль

Экспериментирование с водой

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
  • Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Откуда берётся вода?
  • Какая бывает вода?
  • Есть ли у воды форма?
  • Имеет ли вода вкус, цвет, запах?
  • Спрячем игрушку в воде.
  • Изменение объёма воды.
  • Изготовление цветных льдинок.

Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Рисование:

  1. Тема: «Волшебная вода» (колорит).
  2. Тема: «Чудесный букет» (монотипия).
  3. Тема: «Путешествие капельки» (рисование набрызгом).

Апрель

Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов.Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты

и опыты

Материал и оборудование

Интеграция

  • Мы волшебники.
  • Земля- магнит
  • Быстрые кораблики
  • Притягивает - не притягивает

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Рисование

  1. Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)
  2. Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Москвичевой Светланы Михайловны 2-квалификационная категория; стаж работы Учебный год:2013-2014 Подготовительная к школе группа

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Обобщение знаний по данной теме.

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.»

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей и воспитателей.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

«Что? Зачем? Почему?»

Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...